СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-СТАДИ В ОБУЧЕНИИ РАЗГОВОРНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Авторы

  • Наталья Владимировна Коноплюк Тольяттинский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-43-48

Ключевые слова:

кейс-стади, кейс, проблема, проблемное обучение

Аннотация

Статья рассматривает особенности организации кейс-стади при обучении студентов неязыковых вузов разговорному иностранному языку. Кейс-стади широко используется в современном высшем профессиональном образовании для обучения разнообразным дисциплинам. Его популярность связана с высокими требованиями, предъявляемыми работодателями к выпускникам, и широкими возможностями данной технологии в плане формирования общепрофессиональных компетенций. Использование кейс-стади позволяет преподавателю превращать студентов из пассивного объекта получения знаний в субъект, активно добывающий их. Хорошо зарекомендовал себя кейс-стади и в преподавании иностранных языков. Автор уточняет понятие кейса применительно к преподаванию разговорного иностранного языка, дает характеристику ситуаций и проблем, которые могут использоваться для конструирования кейсов. Определяется место данного вида учебной работы в учебном плане, обосновывается использование кейс-стади на заключительных занятиях по лексической теме. Предлагаются рекомендации по выбору объема и структуры подобных кейсов. Особое внимание уделяется отбору средств презентации материала кейса. На основании опыта практического применения кейс-стади со студентами, изучающими курс разговорного иностранного языка, формулируются методические рекомендации по подготовке и моделированию кейсов. Выделяются такие этапы, как формулирование проблемы, подбор ситуации, обработка текста и оформление его для предъявления студентам, планирование процедуры проведения, оценивания и рефлексии. Далее описывается общая схема организации работы с кейсом, в которой выделяются три основных этапа (предтекстовый, текстовый и послетекстовый), и дается характеристика различных видов деятельности студентов на каждом из них. В заключение делается вывод о перспективности использования кейс-стади для обучения студентов разговорному иностранному языку.

Биография автора

Наталья Владимировна Коноплюк, Тольяттинский государственный университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

Библиографические ссылки

Список литературы

Гураль С.К., Корнеева М.А. Интеграция кейс-стади метода в иноязычное обучение студентов направления «Прикладная механика» в контексте актуальных образовательных тенденций // Язык и культура. 2017. № 38. С. 190–206.

Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 6. С. 24–28.

Геец Н.Ф. Кейс-стади как технологический метод обучения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № S3. С. 1–4.

Шмаков А.А. Кейс-стади как метод обучения иноязычному общению в профессиональной сфере студентов-экономистов // Языки и литература в поликультурном пространстве. 2016. № 2. С. 130–135.

Петрова О.Н., Староверова Н.П. Кейс стади как основной метод формирования коммуникативной профессиональной иноязычной компетенции // Вопросы прикладной лингвистики. 2015. № 18. С. 102–112.

Тулепбергенова Д.Ю. Сущность кейс-стади: педагогический аспект осмысления термина // Интеграция образования. 2014. Т. 18. № 1. С. 82–88.

Белкина Е.П. Использование метода кейс-стади при обучении студентов неязыковых направлений вуза иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-1. С. 33–36.

Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 3–11.

Дубинина Г.А. Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 591. С. 81–90.

Шустова Ю.В. Использование метода кейс-стади в формировании иноязычных коммуникативных умений студентов при обучении английскому языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 212–215.

Шепшинская И.М. Кейс-стади как активный метод обучения иностранным языкам в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 126–129.

Храмова Ю.Н., Хайруллин Р.Д. Применение метода «кейс-стади» в обучении иностранному языку студентов-юристов неязыкового вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2-2. С. 204–207.

Федосова С.А. Кейс-метод как творческое овладение знаниями английского языка // Языки и литература в поликультурном пространстве. 2015. № 1. С. 138–142.

Гаджиева П.Д. Кейс-метод – как метод интерактивного обучения // Право и образование. 2015. № 3. С. 68–75.

Гладкова О.Д., Коннова З.И. «Кейс-стади» при профессиональной иноязычной подготовке специалистов с позиции когнитивного моделирования в образовании // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2. С. 44–53.

Вербицкий А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. М.: Логос, 2011. 288 с.

Ярмина Т.Н. Метод кейс-стади в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2017. № 9. С. 24–27.

Проскура Я.В., Терехова Е.А. Метод кейс-стади как инструмент формирования межкультурной коммуникативной компетенции // Философия образования. 2017. № 3. С. 69–76.

Щербатых Л.Н. Метод case study в обучении английскому языку старшеклассников // Известия высших учебных заведений. Серия Гуманитарные науки. 2013. Т. 4. № 3. С. 235–240.

Тулепбергенова Д.Ю. Этапы метода кейс-стади в обучении студентов иностранному языку // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2016. № 10. С. 233–239.

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Коноплюк, Н. В. (2020). СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-СТАДИ В ОБУЧЕНИИ РАЗГОВОРНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ . Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, (4), 43–48. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-43-48

Выпуск

Раздел

Педагогические науки