ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ВУЗЕ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Янкина Наталья Владиславовна

Аннотация

Статья посвящена одной из приоритетных задач современного российского высшего образования – обеспечению интеграции в международное образовательное пространство, главной характеристикой которого выступает поликультурность. В качестве способа формирования поликультурной среды университета предлагается организация и проведение межкультурных мероприятий с участием иностранных студентов. Цель исследования – изучить опыт организации межкультурных мероприятий с участием иностранных студентов и разработать практические рекомендации для организации данной работы в вузе. В ходе исследования описаны основные факторы, определяющие процесс организации и содержание мероприятий, направленных на повышение качества межкультурной коммуникации внутри вуза, формирование навыков взаимодействия в поликультурной группе, гармонизацию межэтнических эмоциональных отношений, воспитание толерантного и уважительного отношения к «чужой» культуре. Раскрыт потенциал подобных мероприятий для решения проблем, связанных с обучением и адаптацией иностранных студентов в новой образовательной среде. Эффективность предложенного способа формирования поликультурной среды вуза обосновывается с точки зрения решения задач профессионального обучения в современных условиях глобализации. Новизна работы заключается в определении основных тематических направлений и этапов организации и проведения внеаудиторных межкультурных мероприятий, определении роли педагога. Результаты исследования включают оценку динамики изменения межкультурных знаний и умений участников одного из межкультурных проектов. Для определения указанных изменений среди участников мероприятия до и после его реализации было проведено анкетирование с помощью авторского опросника, разработанного на основе «Опросника межкультурного развития» (IDI – Intercultural Development Inventory), позволившего выявить способность российских и иностранных студентов воспринимать культурные различия и изменять свою модель поведения в соответствии с ними.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Выпуск
Раздел
Педагогические науки
Биография автора

Янкина Наталья Владиславовна, Оренбургский государственный университет, Оренбург (Россия)

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков

Литература

1. Akkari A., Maleq K. Global Citizenship Education: Recognizing Diversity in a Global World // Global Citizenship Education. Springer: Swiss National Science Foundation, 2020. P. 3–13.
2. Ter-Minasova S. Challenges of intercultural communication: A view from Russia // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 4. С. 9–19.
3. Михалева О.В., Морозов А.В. Формирование поликультурной личности студента – будущего бакалавра-лингвиста // Языковое сознание в аспекте межкультурной коммуникации. Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2018. С. 92–98.
4. King E.W. Educating for peace in a global society // Intercultural Education. 2020. Vol. 31. № 4. P. 493–498.
5. Adam M. World climate demands global learning for all // The Education Digest. 2003. № 69. P. 25–30.
6. Rust V., Kim S. Globalization and global university rankings // Second International Handbook on Globalization, Education and policy Research. Springer: Springer Science and Business Media, 2015. P. 167–180.
7. Соколова М.М., Соколова А.М., Калита В.В. Иностранные студенты в межкультурном пространстве вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2017. Т. 10. № 4. С. 425–440.
8. Вашурина Е.В., Вершинина О.А., Газиева Ч.Ф., Евдокимова Я.Ш., Крылов А.А., Мухамедиева С.А., Павлова О.В., Хайдаров Ф.А. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2016. 234 с.
9. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 366 с.
10. Башмакова Н.И., Рыжова Н.И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 224–237.
11. Ярычев Н.У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента // Педагогика высшей школы. 2016. № 1. С. 30–33.
12. Викулина М.А., Пугачева Е.А. Поликультурная среда вуза и формирование толерантности студентов. Набережные Челны: НФ ГОУ ВПО НГЛУ, 2007. 146 с.
13. Dyussenbayev A. Age Periods of Human life // Advances in Social Sciences Research Journal. 2017. № 4. P. 258–263.
14. Лихачева Л.С., Морозова А.П. Этнокультурный фестиваль как активная форма межкультурного взаимодействия в поликультурном обществе // Человек в мире культуры. 2016. № 3. С. 13–19.
15. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализующемся мире // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 3–15.
16. Кустов Ю.А., Лившиц Ю.А. Системны подход к повышению качества подготовки специалистов // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры. Тольятти: ТГУ, 2019. С. 88–96.
17. Gebregergis W.T., Huang F., Hong J. The impact of emotional intelligence on depression among international students studying in China: the mediating effect of acculturative stress // International Journal of Intercultural Relations. 2020. Vol. 79. P. 82–93.
18. Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в межкультурной коммуникации // Обсерватория и культуры. 2008. № 2. С. 26–32.
19. Гузикова М.О., Фофанова П.Ю. Основы теории межкультурной коммуникации. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2015. 124 с.
20. Hammer M.R., Bennett M.J., Wiseman R. The Intercultural Development Inventory: A measure of intercultural sensitivity // International Journal of Intercultural Relations. 2003. № 27. P. 421–443.