СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ДЕФЕКТА У ВЗРОСЛЫХ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Адеева Татьяна Николаевна
Тихонова Инна Викторовна

Аннотация

Внутренняя картина дефекта (ВКД) является компонентом Я-концепции и оказывает влияние на способ и эффективность социальной адаптации человека. Цель исследования – определение специфики содержания внутренней картины дефекта у взрослых с нарушениями интеллекта (ментальными нарушениями). Использованы следующие методы исследования: модифицированная методика «Расскажи о себе» А.М. Щетининой (2000), методика «Социальный атом» Я. Морено (2001), беседа «Изучение внутренней картины дефекта» Т.Н. Адеевой (2018), методика изучения представлений личности о себе на основе метода семантического дифференциала (Т.Н. Адеева, И.В. Тихонова, С. Хазова, 2019). Выборку исследования составили 22 человека, средний возраст – 23 года. Результаты исследования выявили противоречия и недостаточность (трудности) формирования Я-концепции и внутренней картины дефекта людей с ментальными нарушениями. С одной стороны, Я-концепция характеризуется стабильностью, отсутствием противоречий. Большинство респондентов оценивают свои физические, личностные качества высоко, говорят о наличии у себя бытовых жизненных навыков, не хотят что-либо менять в жизни. Внутренняя картина дефекта имеет противоречия. Респонденты говорят о хорошем физическом состоянии, довольны своей внешностью (физический компонент). Респонденты отмечают, что отличаются от окружающих людей характером, особенностями внешности, умениями. Примерно 25 % респондентов отрицают наличие у себя расстройства. Однако около 70 % респондентов указывают на трудности в обучении и выполнении некоторых бытовых действий. Знания о своем состоянии, его причине, ограничениях отсутствуют у большинства респондентов (когнитивный компонент). В то же время около 30 % респондентов недовольны своим здоровьем, хотят его улучшить. Респонденты имеют значительные трудности в социальном взаимодействии. Они испытывают тревожность в ситуации общения с незнакомыми людьми, при посещении магазинов, государственных учреждений, при передвижении по городу. Система социальных связей респондентов включает 2–3 человека. Значимое место в системе социальных связей занимают родители.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Выпуск
Раздел
Психологические науки
Биографии авторов

Адеева Татьяна Николаевна, Костромской государственный университет, Кострома (Россия)

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии

Тихонова Инна Викторовна, Костромской государственный университет, Кострома (Россия)

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Литература

1. Плохова И.А. Социальная реадаптация молодых инвалидов с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 726–732.
2. O'Connor C., Kadianaki I., Maunder M., McNicholas F. How does psychiatric diagnosis affect young people’s self-concept and social identity? A systematic review and synthesis of the qualitative literature // Social Science & Medicine. 2018. Vol. 212. P. 94–119.
3. Nader-Grosbois N. Self-perception, self-regulation and metacognition in adolescents with intellectual disability // Research in Developmental Disabilities. 2014. Vol. 35. № 6. P. 1334–1348.
4. Кузьмина Т.И. Оценка личностного адаптационного потенциала лиц с легкой степенью умственной отсталости // Специальное образование. 2020. № 1. C. 53–68.
5. Нагорная Л.А., Нагорный Н.Н. Коррекция Я-образа студентов с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений оптимизации инклюзивного образования в российской высшей школе // Наука и образование: новое время. 2017. № 6. С. 412–421.
6. Кацеро А.А. К вопросу о развитии аффективно-оценочного компонента Я-концепции студентов с ОВЗ // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология. 2019. № 4. С. 107–110.
7. Колесникова Г.Ю. Специфика «Я-концепции» молодежи с нарушениями двигательной сферы различного генеза // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 2. С. 179–183.
8. Gaumer Erickson A.S., Noonan P.M., Zheng С., Brussow J.A. The relationship between self-determination and academic achievement for adolescents with intellectual disabilities // Research in Developmental Disabilities. 2015. Vol. 36. P. 45–54.
9. Huck S., Kemp C., Carter M. Self-concept of children with intellectual disability in mainstream settings // Journal of Intellecualt and Development Disabiliti. 2010. Vol. 35. № 3. Р. 141–154.
10. Роговенко Т.Н. Особенности самосознания учащихся младших и старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. Т. 3. С. 1356–1360.
11. Кузьмина Т.И. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 310–314.
12. Garaigordobil M., Pérez J.I. Self-Concept, Self-Esteem and Psychopathological Symptoms in Persons with Intellectual Disability // Spanish Journal of Psychology. 2007. Vol. 10. № 1. Р. 141–150.
13. Varsamis P., Agaliotis I. Profiles of self-concept, goal orientation, and self-regulation in students with physical, intellectual, and multiple disabilities: Implications for instructional support // Research in Developmental Disabilities. 2011. Vol. 32. № 5. P. 1548–1555.
14. Benson B.A., Ivins J. Anger, depression and self‐concept in adults with mental retardation // Journal of Intellecualt Disabiliti Research. 1992. Vol. 36. № 2. P. 169–175.
15. Li E.P.-Y., Tam A.S.-F., Man D.W.-K. Exploring the self-concepts of persons with intellectual disabilities // Journal of Intellecualt Disabiliti. 2006. Vol. 10. № 1. Р. 19–34.
16. Popovicia D.V., Buic-Belciua C. Self-Concept Pattern in Adolescent Students with Intellectual Disability // Psiworld 2012. 2013. Vol. 78. P. 516–520.
17. Гайдукевич Е.А. Специфика внутренней картины дефекта подростков с ДЦП // Вестник психофизиологии. 2018. № 2. С. 45–50.
18. Чебарыкова С.В. Личность в условиях дизонтогенеза: внутренняя картина дефекта. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2017. 140 с.
19. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
20. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2004. 118 с.
21. Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала. Ижевск: УдГУ, 2016. 118 с.
22. Диагностический портфель для определения уровня готовности ребенка к переходу в замещающую семью / под ред. О.В. Иониной. Тула: Региональный центр «Развитие», 2019. 39 с.
23. Adeeva T., Tikhonova I., Khazova S. Variants of Inward Disorder Pattern and Self-Awareness Features Among Elementary School Children with Different Dysontogenesis Forms // Social welfare interdisciplinary approach. 2019. Vol. 9. № 1. P. 120–130.