АПРОБАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИЧНОСТИ “DIMENSIONS OF IDENTITY DEVELOPMENT SCALE (DIDS)”

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Борисенко Юлия Вячеславовна

Аннотация

Разработка диагностического инструментария для исследования процессов идентичности, дающего возможность сравнивать результаты исследований с зарубежными данными, является актуальной проблемой в контексте изучения идентичности личности. В статье изложены результаты исследования, целью которого была апробация и адаптация англоязычной методики исследования процессов идентичности личности “Dimensions of Identity Development Scale (DIDS)”, созданной в 2008 году коллективом авторов под руководством K. Luyckx. В статье описаны особенности перевода, адаптации и апробации методики. Для апробации методики нами было проведено исследование с участием 245 испытуемых: 145 женщин и 100 мужчин в возрасте от 17 до 40 лет (M=25,17; SD=11,07). Конструкторная валидность теста определялась с помощью факторного анализа. Как и в оригинале, в русскоязычной версии были выделены 5 факторов. Для определения операциональной валидности опросника результаты методики сравнивались с результатами методики «Тест статусов и структуры эго-идентичности» Е.Л. Солдатовой (СЭИ-тест) с помощью корреляционного и дисперсионного анализа. Тест-ретестовая надежность оценивалась через сравнение результатов опросника с результатами повторного обследования через 6 месяцев. Статистический анализ полученных данных позволяет сделать вывод о достаточной достоверности и надежности методики. Методика исследования процессов идентичности личности “Dimensions of Identity Development Scale (DIDS)” (в русскоязычном варианте «Шкала измерения процессов идентичности») успешно апробирована на российской выборке и может быть применена в практике психологического консультирования и для дальнейших исследований в области идентичности.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Выпуск
Раздел
Психологические науки
Биография автора

Борисенко Юлия Вячеславовна, Кемеровский государственный университет, Кемерово (Россия)

кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии развития

Литература

1. Erikson E.H. Identity, youth and crisis. New York: Norton, 1968. 336 p.
2. Marcia J.E. Identity and psychosocial development in adulthood // Identity: An International Journal of Theory and Research. 2002. № 2. P. 7–28.
3. Schwartz S., Luyckx K., Crocetti E. What have we learned since Schwartz? A reappraisal of the field of identity development // The Oxford handbook of identity development. Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 539–561.
4. Verschueren M., Rassart J., Claes L., Moons P., Luyckx K. Identity statuses throughout adolescence and emerging adulthood: A large-scale study into gender, age, and contextual differences // Psychologica Belgica. 2017. Vol. 57. P. 32–42.
5. Bogaerts A., Claes L., Bastiaens T., Luyckx K. Personality disorder symptomatology in Belgian emerging adults: Associations with identity processes and statuses // European Journal of Developmental Psychology. 2020. P. 1–21. Early Access.
6. Kroger J. Identity development: adolescence through adulthood. London: Sage, 2007. 328 p.
7. Galanaki E., Leontopoulou S. Criteria for the transition to adulthood, developmental features of emerging adulthood, and views of the future among greek studying youth // Europes Journal of Psychology. 2017. Vol. 13. № 3. P. 417–440.
8. Crocetti E., Rubini M., Meeus W. Capturing the dynamics of identity formation in various ethnic groups: Development and validation of a three-dimensional model // Journal of Adolescence. 2008. Vol. 31. № 2. P. 207–222.
9. van Doeselaar L., Becht A.I., Klimstra T.A., Meeus W.H.J. A review and integration of three key components of identity development: Distinctiveness, coherence, and continuity // European Psychologist. 2018. Vol. 23. № 4. P. 278–288.
10. Злоказов К.В. Вопросы развития идентичности в работах последователей Эриксона // Педагогическое образование в России. 2015. № 9. С. 155–161.
11. Kroger J. Identity in childhood and adolescence // International Encyclopedia of the Social and Behavior Sciences. 2015. № 11. P. 537–542.
12. Waterman A.S., Schwartz S.J., Goldbacher E., Green H., Miller C., Philip S. Predicting the subjective experience of intrinsic motivation: The roles of self-determination, the balance of challenges and skills, and self-realization values // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. № 11. P. 1447–1458.
13. Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles V.L. Handbook of identity theory and research: Structure and processes. New York: Springer, 2011. 998 p.
14. Hatano K., Sugimura K., Luyckx K. Do Identity Processes and Psychosocial Problems Intertwine with Each Other? Testing the Directionality of Between- and Within-Person Associations // Journal of Youth and Adolescence. 2019. Vol. 49. № 2. P. 467–478.
15. Berzonsky M.D., Cieciuch J., Duriez B., Soenens B. The how and what of identity formation: Associations between identity styles and value orientations // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 50. № 2. P. 295–299.
16. Berzonsky M.D., Kinney A. Identity Processing Style and Depression: The Mediational Role of Experiential Avoidance and Self-Regulation // Identity. 2019. Vol. 19. № 2. P. 83–97.
17. Luyckx K., Schwartz S.J., Berzonsky M.D., Soenens B., Vansteenkiste M., Smits I., Goossens L. Capturing ruminative exploration: Extending the four-dimensional model of identity formation in late adolescence // Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42. № 1. P. 58–82.
18. Vosylis R., Erentaitė R., Crocetti E. Global Versus Domain-Specific Identity Processes: Which Domains Are More Relevant For Emerging Adults? // Emerging Adulthood. 2018. Vol. 6. № 1. P. 32–41.
19. Bogaerts A., Luyckx K., Bastiaens T., Kaufman E.A., Claes L. Identity Impairment as a Central Dimension in Personality Pathology // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2020. Article in press.
20. Verschueren M., Luyckx K., Kaufman E.A., Vansteenkiste M., Moons P., Sleuwaegen E., Berens A., Schoevaerts K., Claes L. Identity processes and statuses in patients with and without eating disorders // European Eating Disorders Review. 2017. Vol. 25. № 1. P. 26–35.
21. Peters J.R., Eisenlohr-Moul T.A., Upton B.T., Talavera N.A., Folsom J.J., Baer R.A. Characteristics of repetitive thought associated with borderline personality features: A multimodal investigation of ruminative content and style // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2017. Vol. 39. № 3. P. 456–466.
22. Maurer T.W., Pleck J.H., Rane T.R. Parental identity and reflected appraisals: Measurement and gender dynamics // Journal of Marriage and the Family. 2001. Vol. 63. № 2. P. 309–321.
23. Piotrowski K. Adaptation of the Utrecht-Management of Identity Commitments Scale (U-MICS) to the measurement of the parental identity domain // Scandinavian Journal of Psychology. 2018. Vol. 59. № 2. P. 157–166.
24. Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости // Вестник Южно-Уральского государственного университет. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 29–33.
25. Fadjukoff P., Pulkinnen L., Kokko K. Identity processes in adulthood: Diverging domains // Identity. 2005. Vol. 5. № 1. P. 1–20.