ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 16–17 ЛЕТ ОБОЕГО ПОЛА

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Головин Михаил Сергеевич

Аннотация

Актуальные тренды современного образования свидетельствуют о необходимости систематической оценки и развития адаптационного психофизиологического потенциала обучающихся для успешной адаптации и реализации себя в условиях инновационной и быстро меняющейся системы образования. Проведено исследование особенностей психофизиологического статуса 50 обучающихся 16–17 лет обоего пола основной медицинской группы, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. В обеих группах выявлено преобладание лиц с выраженным правшеством (доминированием левого полушария), однако количество лиц с право- и межполушарной активностью было больше среди девушек. Достоверно более высокий уровень смысловой памяти выявлен у юношей, в то время как у девушек выявлен более высокий коэффициент подвижности нервных процессов и большая скорость переключения внимания. В группе юношей установлено преобладание в коре головного мозга процессов возбуждения, тогда как в группе девушек зафиксировано преобладание процессов торможения. Выявленные особенности являются важными для теории и практики современного образования. Основная идея работы заключается в обосновании тезиса о необходимости систематического мониторинга психофизиологических показателей обучающихся с целью сохранения их психического здоровья и улучшения адаптации к изменяющимся условиям современной образовательной среды. Целесообразным является проведение мониторинга психофизиологических показателей не только методом поперечных срезов, но и в динамике образовательного процесса для своевременной диагностики психофизиологического состояния и при необходимости коррекции методов и средств педагогических воздействий. Полученные объективные данные о психофизиологическом статусе позволят учитывать индивидуальные особенности обучающихся обоего пола.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Выпуск
Раздел
Психологические науки
Биография автора

Головин Михаил Сергеевич, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск (Россия)

кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Литература

1. Казин Э.М., Чванова Л.В., Красношлыкова О.Г. Психолого-педагогические аспекты решения проблем социальной адаптации и здоровья обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 2. С. 129–137.
2. Синенко В.Я., Буланкина Н.Е. Интеграционные процессы в образовании как инновация: методологические и технологические аспекты // Сибирский учитель. 2017. № 1. С. 34–39.
3. Боровец Е.Н., Шуленина Н.С. Динамика психофизиологических показателей студенток 1 курса в процессе адаптации к обучению в ВУЗЕ // Вестник психофизиологии. 2018. № 1. С. 134–138.
4. Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Касаткина Н.Э., Красношлыкова О.Г., Арлашева Л.В. Проблема социально-психологической адаптации обучающихся в современном образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 19–28.
5. Чванова Л.В., Касаткина Н.Э., Казин Э.М., Красношлыкова О.Г. Психолого-педагогические подходы к проблеме социальной адаптации обучающихся в образовательной инфраструктуре региона // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 3. С. 20–29.
6. Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 132–145.
7. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка // Новые исследования. 2014. № 3. С. 4–19.
8. Климов В.М., Айзман Р.И. Оценка физического здоровья выпускников школ, поступающих в вузы // Бюллетень сибирской медицины. 2016. Т. 15. № 3. С. 41–47.
9. Ицкович М.М. Исследование понятия «здоровье» и его когнитивного наполнения у выпускников школ // Специальное образование. 2015. № 3. С. 25–34.
10. Климов В.М., Айзман Р.И. Влияние разных видов физкультурно-спортивных специализаций на психофизиологический статус студенток // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12. № 4. С. 83–92.
11. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 5–24.
12. Суботялов М.А., Шуленина Н.С., Куприна Н.С. Психофункциональные характеристики подростков, обучающихся в специализированных и профильных классах // Сибирский учитель. 2015. № 3. С. 97–100.
13. Melnyk B.M., Jacobson D., Kelly S., Belyea M., Shaibi G., Small L., O'Haver J., Marsiglia F.F. Promoting Healthy Lifestyles in High School Adolescents // American journal of Preventive Medicine. 2013. Vol. 45. № 4. P. 407–415.
14. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средний профессиональных учебных заведений. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2010. 100 с.
15. Айзман Р.И. Методологические принципы и методические подходы к организации мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 1. С. 5–13.
16. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 661 с.
17. Григорьев П.Е., Килесса Г.В., Хорсева Н.И., Овсянникова Н.М. Информационно-программное обеспечение для комплексного мониторирования и экспресс-тестирования психофизиологического состояния человека // Кибернетика и вычислительная техника. 2012. № 1. С. 75–86.
18. Полевщиков М.М., Дорогова Ю.А., Роженцов В.В. Оценка реакции на движущийся объект // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 7. С. 34–36.
19. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В., Кротенкова М.В., Коновалов Р.Н., Танашян М.М., Лагода О.В. Факторы, определяющие динамические свойства, функциональной межполушарной асимметрии // Асимметрия. 2011. Т. 5. № 1. С. 4–20.
20. Акулина М.В. Функциональная асимметрия мозга и сенсорные асимметрии // Электронный сборник научных трудов Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 2. С. 51–52.
21. Мальцев В.П., Белоусова Н.А., Тупикова М.Н. Программа занятий физической культурой с учетом психофизиологического статуса подростков // ЦИТИСЭ. 2017. № 4. С. 32–44.
22. Ячменев Н.В., Рубанович В.Б. Динамика показателей физического здоровья учащихся 1-11 классов в зависимости от организации уроков физической культуры // Ульяновский медико-биологический журнал. 2017. № 1. С. 139–146.
23. Касаткина Н.Э., Мелешкова Н.А., Руднева Е.Л. Педагогическая модель формирования культуры здоровья студентов вуза и готовности к здоровьесбережению // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 18–25.