ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Авторы

  • Елена Алексеевна Виданова Кубанский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-7-14

Ключевые слова:

интеграция, междисциплинарность, иллюстрирование, иллюстрация, профессиональная подготовка, преподаватель художественно-творческих дисциплин, художник-педагог, художественно-педагогическое образование

Аннотация

В статье рассматривается роль учебно-творческой работы над иллюстрацией в процессе профессиональной подготовки будущего преподавателя художественно-творческих дисциплин (художника-педагога) как интегративного компонента учебной и педагогической деятельности (профессиональной подготовки). Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью потенциала обучения иллюстрированию в рамках профессиональной подготовки будущих преподавателей. Интеграция учебной и профессиональной деятельности рассматривается в нескольких аспектах, что позволяет определить суть и выделить важные элементы данного процесса. В каждом аспекте интеграции акцентируются функциональные компоненты деятельности преподавателя, направленные на формирование общепрофессиональных или профессиональных компетенций или их частей. При этом учебно-творческая работа над иллюстрацией рассматривается как целостный процесс, где все элементы взаимозависимы. Особенностью предлагаемого подхода к обучению иллюстрированию как интегративному компоненту профессиональной подготовки будущих преподавателей является систематизация и совершенствование на практике комплекса знаний, умений и опыта деятельности, полученного в процессе изучения дисциплин профессиональной и общей подготовки на протяжении всего периода обучения. Учебно-творческая работа над иллюстрацией расширяет педагогический инструментарий студента, необходимый в будущей педагогической практике как для развития художественно-творческих способностей, так и для эстетического воспитания обучающихся. Будущий преподаватель, увлекаясь иллюстрацией сначала как учебной дисциплиной, в дальнейшем способен реализовывать это направление в своей самостоятельной творческой деятельности, что может быть примером профессионального самосовершенствования. Исследование основывается на изучении результатов учебно-творческой работы студентов 4-го курса художественно-графического факультета Кубанского государственного университета, выполняемой по дисциплине «Художественная графика», и дальнейшем наблюдении, организованном во время педагогической практики.

Биография автора

Елена Алексеевна Виданова, Кубанский государственный университет

старший преподаватель кафедры графики, председатель УМК, заместитель декана по учебной работе

Библиографические ссылки

Зябкина Л.В., Зябкина Н.Г., Мозгот В.Г. Формирование у студентов навыков в выборе объекта иллюстрирования // Новые технологии. 2006. № 1. С. 13–16.

Благирева Е.Н. О развитии образования в контексте современных экономических вызовов // Художественное образование и наука. 2014. № 1. С. 123–126.

Харченко А.А., Саяпина Е.И. Проблемы развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов // Мир науки. 2017. Т. 5. № 2. С. 50–57.

Машарова Т.В., Щенникова С.В. Интегративный подход в подготовке будущего педагога к творческой деятельности // Интеграция образования. 2003. № 4. С. 81–84.

Шакирова М.Г. Условия художественно-творческого развития будущего педагога-художника в процессе профессиональной подготовки в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 2. С. 73–78.

Виданова Е.А., Гаврилов О.М. Работа над иллюстрацией как основа развития профессиональных навыков студентов Художественно-графического факультета // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6. С. 45–52.

Барциц Р.Ч. Графическая композиция и специфика иллюстрирования книги // Право и практика. 2015. № 4. С. 135–141.

Черкесова К.И., Черкесова Е.И. О роли иллюстраций в литературных произведениях как средства обучения // Вопросы педагогики. 2019. № 9-1. С. 148–150.

Чернышева Е.И., Дахин Д.В., Брехова А.В. Формирование профессиональных компетенций магистрантов педагогического вуза в процессе практико-ориентированного обучения // Перспективы науки и образования. 2020. № 5. С. 88–101.

Зинченко В.П., Зинченко Н.В., Филиппова Л.С. Развитие творческих способностей в учебном рисунке // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 146–150.

Виданова Е.А. Обучение иллюстрации как средство развития творческого мышления художников-педагогов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 1. С. 169–172.

Бедерханова В.П., Остапенко А.А., Ткач Д.С., Хагуров Т.А., Кузьмина Н.В., Мазниченко М.А., Тюнников Ю.С., Касатиков А.А., Янковская Н.А. Педагогическая система: теория, история, развитие. М.: Народное образование, 2014. 128 с.

Наговицын Р.С., Голубева И.А. Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 1. С. 66–84.

Варданян В.А., Хомякова И.В., Зобова И.О. Формирование готовности обучающихся к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции // Перспективы науки и образования. 2020. № 4. С. 283–298.

Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание (проблемы современного образования) // Художественное образование и наука. 2016. № 2. С. 26–32.

Куприна Н.Г., Нечаева Т.Б. Художественный образ как воспитательное средство народной педагогики // Образование и наука. 2009. № 4. С. 92–100.

Коробко Ю.В. Живопись в профессиональной подготовке художников-педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 365–371.

Щетинин И.Д. Формирование художественного мышления средствами иллюстрации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 269–271.

Остапенко А.А. Полнота педагогических позиций: от родителя до духовника. (Очередные заметки на полях книг и статей В.И. Слободчикова) // Воспитание школьников. 2020. № 4. С. 63–67.

Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 87–94.

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Виданова, Е. А. (2020). ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, (4), 7–14. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-7-14

Выпуск

Раздел

Педагогические науки