ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ НА СЕМЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСТВОМ РОДИТЕЛЕЙ

Авторы

  • Ольга Витальевна Дыбина Тольяттинский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-15-19

Ключевые слова:

дети старшего дошкольного возраста, ознакомление с детством родителей, этапы ознакомления с детством родителей, совместная деятельность

Аннотация

В практике дошкольного образования недостаточно показана система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с детством родителей, недооценивается результативность данного процесса, его влияние на формирование семейных ценностей, желание подражать родителям как образцам-ориентирам в поведении и действиях. В статье раскрывается проблема ориентации дошкольников на семью в процессе ознакомления детей с детством родителей. Актуальность работы обосновывается процессом обновления подходов к организации взаимодействия воспитателей детского сада с семьей, формированию ценностного отношения к семье. Исследование показывает, что взрослые члены семьи и дети дошкольного возраста не владеют достаточными сведениями друг о друге. Дети затрудняются назвать профессии своих родителей, не всегда проявляют стремление рассказать о своей семье. Всё это говорит об утрате связей между поколениями и, как следствие, недостаточно сформированных представлениях о семье у детей, об утрате восприятия семьи как ценности, о слабых эмоциональных связях между родителями и детьми. По результатам проведенного исследования установлено, что ориентация дошкольников на семью возможна в процессе ознакомления с членами семьи, в нашем случае с родителями, их детством. Особое внимание уделяется раскрытию ярких событий из детства родителей, их отношений с членами своей семьи, важных моментов из их жизни. В процессе ознакомления дошкольников с детством родителей у детей появляется чувство гордости за свой род, проявляется интерес к своей семье как носителю семейных традиций.

Биография автора

Ольга Витальевна Дыбина, Тольяттинский государственный университет

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Библиографические ссылки

Буланова Д.Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 189–192.

Гладкова Ю.А. Педагог и семья // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 103–110.

Дыбина О.В., Шнайдер Р.Е. Приобщение детей к истокам семьи посредством семейного музея // Детский сад от А до Я. 2007. № 6. С. 124–129.

Дыбина О.В., Щеглова А.Е. Воспитание уважения к старшим у детей 6–7 лет в условиях семьи и дошкольной образовательной организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 12. С. 136–140.

Клопотова Е.Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 1. С. 96–105.

Тагоева М.Д. Сущность и компоненты взаимодействия семьи и дошкольных учреждений в воспитании ребёнка // Вестник таджикского национального университета. 2018. № 4. С. 224–229.

Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1985. № 4. С. 10–20.

Piotrowska M. Contemporary Parenthood. The Meaning of Mother and Father in the Child’s Life // Wychowanie w Rodzinie. 2014. № 2. Р. 385–398.

Кугдарова А.В., Андросова М.И. Актуальные проблемы семейного воспитания // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т26. С. 71–74.

Рашковский Е.Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 27–37.

Коваленко А.В. Философия семьи: некоторые методологические аспекты // Философия права. 2012. № 6. С. 116–120.

Пешина Е.В. Семья как объект изучения социально-гуманитарных наук: проблема определения понятия // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1. С. 159–166.

Медков В.М. Социологические проблемы демографического прогнозирования: российская семья на рубеже столетий // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2002. № 1. С. 57–76.

Беляев В.И. Семейное воспитание: основы отечественной теории // Мир образования – образование в мире. 2007. № 3. С. 80–99.

Беляев А.Б. Традиционные семейные ценности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 11. С. 170–175.

Игебаева Ф.А. Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения // Социально-политические науки. 2016. № 1. С. 47–49.

Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 24–33.

Торопыгина М.В. Глобализация и российский институт семьи // Философия и культура. 2008. № 7. С. 146–156.

Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Лисина Е.И. Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 188–191.

Дыбина О.В. Исследование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к творческому началу в личности взрослого человека (на материале ознакомления с предметным миром) // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2018. № 1. С. 36–42.

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Дыбина, О. В. (2020). ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ НА СЕМЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСТВОМ РОДИТЕЛЕЙ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, (4), 15–19. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-15-19

Выпуск

Раздел

Педагогические науки