ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ: ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ПОДХОДОВ

Авторы

  • Елена Анатольевна Кирина Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани

DOI:

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-29-34

Ключевые слова:

профессионально ориентированное взаимодействие, культурологический подход, компетентностный подход, системный подход, личностно ориентированный подход, будущие военные летчики

Аннотация

В процессе профессиональной деятельности военных летчиков одним из важных навыков является профессионально ориентированное взаимодействие. Это связано с тем, что им необходимо уметь осуществлять взаимодействие на иностранном языке в режиме радиообмена, а также взаимодействовать с иностранными представителями в профессиональной сфере. В статье наряду с понятием «взаимодействие» рассматриваются схожие по значению понятия «общение», «сотрудничество», «коммуникация», среди которых взаимодействие наиболее точно раскрывает сущность коммуникативной деятельности военных летчиков. Автор определяет содержание понятия «профессионально ориентированное взаимодействие» через призму подходов, дает ему характеристику. При подготовке курсантов авиационного вуза к профессионально ориентированному взаимодействию используются общенаучные подходы: компетентностный, системный, личностно ориентированный, а также культурологический подход, применяемый при обучении иностранному языку. В работе показано значение каждого из подходов для подготовки будущих военных летчиков. Компетентностный подход дает возможность определить компетенции, необходимые для будущих военных летчиков и способствующие осуществлению профессионально ориентированного взаимодействия на иностранном языке. Личностно ориентированный подход указывает на важность учета индивидуальных особенностей будущих военных летчиков в процессе формирования стиля их профессиональной деятельности. Важность системного подхода определяется тем, что при формировании готовности будущих военных летчиков к профессионально ориентированному взаимодействию необходим комплексный охват всех компонентов подготовки. Культурологический подход актуализирует формирование навыков межкультурного взаимодействия между будущими военными специалистами.

Биография автора

Елена Анатольевна Кирина, Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани

преподаватель

Библиографические ссылки

Макурина И.Ю. Профессиональная направленность в обучении английскому языку будущих военных авиаспециалистов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1-1. С. 194–197.

Гайдукова М.А. Речевые тренажеры по английской стандартной фразеологии радиотелефонной связи в авиации как средство интенсификации обучения профессиональному английскому языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 142–149.

Передерий О.С. Подходы к содержанию понятия «международное взаимодействие» в профессиональной деятельности военных летчиков-штурманов // Военный научно-практический вестник. 2016. № 2. С. 31–35.

Суслова Ю.В. Технология развития аудитивной компетенции будущих военных летчиков на основе интерактивного подхода // Проблемы педагогического образования. 2016. № 53-8. С. 66–73.

Петращук Е.П. Анализ языкового взаимодействия в авиационном радиообмене // Вестник национального авиационного университета. 2018. Т. 3. № 76. С. 99–106.

Асташова Г.В., Дерина Н.В., Савинова Т.А. Обучение пилотов профессиональному языку в процессе иноязычной переподготовки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 9–18.

Носков И.А., Кирина Е.А. Актуальные аспекты готовности будущих военных летчиков к профессионально ориентированному взаимодействию на иностранном языке // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2019. № 1. С. 73–79.

Рехлова А.В. Педагогические условия эффективного функционирования интегральной технологии в военном авиационном вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 2-2. С. 206–208.

Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26–31.

Матвеева И.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности курсантов военного авиационного вуза средствами иностранного языка // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4-2. С. 504–508.

Гельман В.Я., Хмельницкая Н.М. Компетентностный подход в преподавании фундаментальных дисциплин в медицинском вузе // Образование и наука. 2016. № 4. С. 33–45.

Аубакирова Г.Т., Бейсенбай А.Б. Личностно ориентированный подход в обучении профессионально ориентированному иностранному языку // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 4. С. 5–11.

Сидакова Н.В. Концептуальная позиция в личностно ориентированном подходе при обучении иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 40–43.

Жульков М.В. Системный подход и закономерности формирования систем // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3-1. С. 74–78.

Сурикова-Камю Л.Г. Обучение грамматике английского языка с позиций системного подхода // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-2. С. 61–63.

Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. М.: Высшая школа, 1986. 145 с.

Громенко М.В., Петрухин В.И. О роли системного подхода при обучении русскому языку как иностранному (педагогический аспект) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 215–217.

Тарева Е.Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку // Язык и культура. 2017. № 40. С. 302–320.

Сериков В.В., Сильченко А.П. Модель реализации культурологического подхода при изучении учебного предмета // Вестник Тверского государственного университета. Серия: педагогика и психология. 2019. № 1. С. 159–166.

Шарипова Э.Р. Сущность культурологического подхода в профессиональном образовании // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2018. № 3. С. 286–291.

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Кирина, Е. А. (2020). ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ: ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ПОДХОДОВ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, (4), 29–34. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-29-34

Выпуск

Раздел

Педагогические науки