СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Авторы

  • Нина Иннокентьевна Виноградова Забайкальский государственный университет
  • Сергей Тихонович Кохан Забайкальский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-59-66

Ключевые слова:

механизм становления социального интеллекта студента-инвалида, здоровьесберегающий способ развития ПРПП, уровень становления социального интеллекта студента-инвалида

Аннотация

Статья посвящена исследованию механизмов становления социального интеллекта студентов-инвалидов, детерминирующих развитие психологического реабилитационного потенциала профессионализации (ПРПП). Развитие ПРПП рассмотрено как поэтапное развертывание способности анализировать, прогнозировать и реализовывать тот вариант учебно-профессиональной подготовки, который будет обеспечивать здоровьесберегающий, т. е. сохраняющий и стабилизирующий жизнедеятельность инвалида, способ овладения профессиональными действиями в зависимости от специфики протекания заболевания. Становление социального интеллекта представлено как формирование комплекса особенных когнитивно-личностных системных структур (в зависимости от специфических и общих тенденций течения заболевания), детерминирующих готовность к овладению профессиональными действиями в образовательной среде вуза без усугубления валеологических (био-медико-психологических) показателей заболевания. Выделены два механизма (внутренний и внешний), объясняющие становление социального интеллекта студентов-инвалидов. Внутренний механизм раскрывает взаимосвязь продуктивной самооценки валеологических составляющих определенного заболевания и овладения профессиональными действиями с «включенностью» в профессиональные коммуникации. Внешний механизм обозначен как взаимообусловленность овладения технологией сравнения себя с «похожими другими» субъектами профессионального труда и установки на реализацию благополучного сценария будущей профессиональной жизни. Общий уровень осмысленности жизни рассмотрен как значимое условие становления социального интеллекта студента-инвалида. Ценностные ориентации, связанные с направленностью на ведение образа жизни, обеспечивающего стабилизацию базового заболевания и долгосрочную включенность в профессиональные сообщества, выделены как важное условие становления социального интеллекта студента-инвалида. Осуществлено моделирование трех уровней становления социального интеллекта, которые рассмотрены как этапы развития ПРПП студента-инвалида.

Биографии авторов

Нина Иннокентьевна Виноградова, Забайкальский государственный университет

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования

Сергей Тихонович Кохан, Забайкальский государственный университет

кандидат медицинских наук, доцент, директор Регионального центра инклюзивного образования

Библиографические ссылки

Халак М.Е. Определение уровня психологического потенциала у лиц с ограниченными возможностями // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2012. № 10. С. 016–022.

Збировская Е.П., Тарасенко Е.А. Опыт российских университетов: создание инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 4. С. 33–41.

Sullivan M., Guilford J.H., de Mill R. The measurement of social intelligence // Reports from the Psychological Laboratory, University of California. 1965. № 34. P. 4–15.

Донгаузер Е.В., Михалёва Д.В. Проблема доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в России // Высшее образование в России: история и современность: сборник научных трудов. Екатеринбург: УрГПУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. С. 149–155.

Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema. 2006. Vol. 18. P. 13–25.

Хлевная Е.А., Киселова Т.С. Эмоциональный интеллект руководителя в бизнес-процессах организации. M.: ИНФРА-М, 2020. 259 с.

Аршанская (Шешукова) О.В. Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2018. 85 с.

Sternberq R.J. The Nature of Human İntelligence. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 350 p.

Аверилл Дж. Интеллект, эмоциональность и творчество. От трихотомии к троице // Справочник по эмоциональному интеллекту. Сан-Франциско: Джосси-Басс, 2000. С. 277–298.

Савенков А.И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 7–15.

Вышквыркина М.А., Панкратова И.А. Особенности социального интеллекта студентов с разной картиной мира // Мир науки. 2016. Т. 4. № 3. С. 13–23.

Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков. М.: Институт РАН, 2017. 181 с.

О Sullivan M., Guilford J.P. Les tests d intelligence sociale. Paris: Editions du Centre de psychology applique, 1977. 467 p.

1.2.11. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2002. C. 57–59.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.

Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Моск. ун-т, 1971. 40 с.

Выготский Л.С. Мышление и речь. СПб.: Лабиринт, 2017. 33 с.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 560 с.

Mayer J.D. Emotional Intelligence: Key Readings on the Mayer and Salovey Model. New York: National Professional Resources, 2004. 329 p.

Бандура А. К Психологии человеческой свободы воли. Перспективы на будущее // Психологическая наука. 2006. № 1. С. 164–165.

Виноградова Н.И., Кохан С.Т., Антонов В.Л. Психологические механизмы становления профессионального здоровья студентов с инвалидностью в университете // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 324–328.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Никея, 2019. 1157 с.

Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. М.: Речь, 2000. 318 с.

Seligman M.E.P. Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment. New York: Free Press, 2002. 321 p.

Bargh J., Gollwitzer P., Oettingen G. Motivation // Handbook of Social Psychology. New York: Wiley, 2010. P. 268–316.

Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 207 с.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Виноградова, Н. И., & Кохан, С. Т. (2020). СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, (4), 59–66. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-59-66

Выпуск

Раздел

Психологические науки