ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПАРАМЕТРОВ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Авторы

  • Ирина Викторовна Лазюк Новосибирский государственный медицинский университет

DOI:

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-67-74

Ключевые слова:

толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, межличностная интолерантность к неопределенности, креативность, креативный профиль личности, творческие способности

Аннотация

Толерантность к неопределенности – систематическая, устойчивая тенденция человека реагировать на воспринятую неоднозначность с большей или меньшей интенсивностью. Толерантность к неопределенности активизируется во время ситуаций принятия решений, при решении задач профессиональной и учебной деятельности. То, насколько продуктивно поведение человека в неожиданных, малоизвестных ситуациях, во многом определяется его творческим потенциалом. В условиях многозначности и многозадачности социальной среды толерантность к неопределенности и креативность личности включены в структуру профессионально важных качеств различных специальностей, что делает актуальным изучение взаимосвязи данных феноменов. В настоящем эмпирическом исследовании приняли участие 148 студентов Новосибирского государственного медицинского университета, обучающиеся на 1-м, 2-м и 3-м курсах, из них 25 юношей и 123 девушки. Средний возраст испытуемых составил 20±2,2 года. Результаты исследования демонстрируют, что толерантность к неопределенности имеет значимые положительные связи с параметрами креативности. Полученные данные свидетельствуют, что студенты с высоким уровнем толерантности к неопределенности обладают более высоким уровнем реальных (оригинальность, эмоциональность/эмпатия) и идеальных параметров креативности (воображение, творческое мышление, оригинальность, любознательность). Таким образом, ситуации, порождающие неопределенность, актуализируют у студентов творческий потенциал личности и способствуют принятию нестандартных решений, гибкому поведению, восприятию различных аспектов задачи, эмоциональному отреагированию на возникшую неоднозначность.

Биография автора

Ирина Викторовна Лазюк, Новосибирский государственный медицинский университет

старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, аспирант кафедры психологии и педагогики

Библиографические ссылки

Tegano D.W. Relationship of tolerance of ambiguity and playfulness to creativity // Psychological Reports. 1990. Vol. 66. № 3. P. 1047–1056.

Stoycheva K. Tolerance for ambiguity, creativity, and personality // Bulgarian Journal of Psychology. 2010. Vol. 1-4. P. 178–188.

Mahmoud N.E., Kamel S.M., Hamza T.S. The relationship between tolerance of ambiguity and creativity in architectural design studio // Creativity Studies. 2020. Vol. 13. № 1. P. 179–198.

Runco M.A. Personality and Motivation // Creativity: theories and themes: research, development, and practice. 2nd ed. Ch. 9. New York: Academic Press, 2014. P. 265–302.

Balgiu B.A. Ambiguity Tolerance in Productional Creativity // Logos Universality Mentality Education Novelty, Section: Social Sciemces. 2014. № 1. P. 29–40.

Zenasni F., Besançon M., Lubart T. Creativity and tolerance of ambiguity: An empirical study // Journal of Creative Behavior. 2008. Vol. 42. № 1. P. 61–73.

Toh C.A., Miller S.R. Choosing creativity: the role of individual risk and ambiguity aversion on creative concept selection in engineering design // Research in Engineering Design. 2016. Vol. 27. № 3. P. 195–219.

Stoycheva K. Ambiguity Tolerance and Creativity in Adolescents // Creativity’s Global Correspondents. Delray Beach: Winslow press, 2002. P. 34–38.

Pavlova E.M. Model of connections between self-esteem of creativity and intelligence, tolerance of uncertainty and creativity // Psychology, Journal of the Higher School of Economics. 2018. Vol. 15. № 1. P. 69–78.

De Jong P.L.C., Özcan E. Tolerance of ambiguity – Its implications for creativity and design practice // Proceedings - D and E 2016: 10th International Conference on Design and Emotion - Celebration and Contemplation. 2016. P. 372–377.

Felsman P., Gunawardena S., Seifert C.M. Improv experience promotes divergent thinking, uncertainty tolerance, and affective well-being // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 35. Article number 100632.

Merrotsy P. Tolerance of Ambiguity: A Trait of the Creative Personality? // Creativity Research Journal. 2013. Vol. 25. № 2. P. 232–237.

Корнилова Т.В. Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально-личностного потенциала человека // Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология. 2013. № 4. С. 36–47.

Robinson J.R., Workman J.E., Freeburg B.W. Creativity and tolerance of ambiguity in fashion design students // International Journal of Fashion Design, Technology and Education. 2019. Vol. 12. № 1. P. 96–104.

Wang S., Zhang X., Martocchio J. Thinking Outside of the Box When the Box Is Missing: Role Ambiguity and Its Linkage to Creativity // Creativity Research Journal. 2011. Vol. 23. № 3. P. 211–221.

Stoycheva K., Popova K. Tolerance/Intolerance of Ambiguity: Assessing Its Perceived Importance // Psychological Research. 2019. Vol. 22. № 3. P. 629–640.

Кондрашихина О.А. Диагностика толерантности к неопределенности: корреляция результатов психодиагностических измерений // Перспективы науки и образования. 2015. № 5. С. 83–87.

Сборник психологических тестов. Часть II / сост. Е.Е. Миронова. Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. 146 с.

Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и эмоциональный интеллект при принятии решений в условиях подсказки // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 19–36.

Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии: основания и проблемы // Психологические исследования. 2010. № 3. С. 11–17.

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Лазюк, И. В. (2020). ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПАРАМЕТРОВ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, (4), 67–74. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-67-74

Выпуск

Раздел

Психологические науки