ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ БИПРЕДМЕТНОГО МОНИТОРИНГА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Необходимость осуществления диагностических процедур в современном процессе обучения математике обусловлена важностью своевременного получения информации об актуальном уровне сформированности предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся. Задача состоит в выборе адекватной образовательным трендам и научно обоснованной технологии оценивания. В статье предлагается решить задачу оценивания познавательных универсальных действий учащихся на уроках математики в 7–9 классах в условиях осуществления бипредметного мониторинга. Показано, что познавательные универсальные учебные действия представляют собой динамическое и личностно значимое новообразование личности, они подвластны возрастным особенностям в процессе формирования, что должно учитываться и в процессе оценивания уровня их сформированности. Предложена и обоснована структура и пооперационный состав познавательных универсальных учебных действий, что позволяет представить их в диагностируемом виде. Это позволило выявить и охарактеризовать уровни и критерии сформированности рассматриваемых учебных действий, этапы и процедуры оценивания, а также диагностический инструментарий. Предложена авторская логико-смысловая модель процесса оценивания познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике, демонстрирующая важную характеристику процесса оценивания познавательных учебных действий – нелинейность. Особым результатом исследования является выявление специфического принципа процесса оценивания познавательных универсальных учебных действий – принципа бипредметности, реализация которого позволяет на предметном материале определять уровень сформированности и предметного, и метапредметного результата обучения. Описан диагностический инструментарий. Представлены технологическая карта диагностической работы, система оценивания отдельных заданий, приведен пример типовых заданий по теме «Уравнения» курса алгебры 7 класса.

Об авторах

О. В. Берсенева

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Автор, ответственный за переписку.
Email: olesya.zdanovich@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент 

Россия

А. С. Гаврилюк

Гимназия № 10 имени А.Е. Бочкина

Email: ani24@rambler.ru

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики

Россия

Список литературы

  1. Журавлев И.А. Диагностика сформированности универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 101-108.
  2. Вихман А.А., Попов А.Ю. Два тестовых подхода к диагностике метапредметных результатов обучения в начальной школе // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 50-53.
  3. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 10. С. 27-30.
  4. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Журавлева Н.А., Берсенева О.В. Методика диагностики универсальных учебных действий учащихся при обучении математике // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 3. С. 17-29.
  5. Боженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. 2016. № 1. С. 54-60.
  6. Формирование универсальных учебных действий основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
  7. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. 205 с.
  8. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2016. 280 с.
  9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 416 с.
  10. Штейнберг В.Э. Современный дидактический регулятив: теория и технология // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 5. С. 160-183.
  11. Штейнберг В.Э. Дидактическая технология в научном журнале: двадцать лет спустя // Школьные технологии. 2020. № 3. С. 117-124.
  12. Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся // Школьные технологии. 2006. № 2. С. 138-151.
  13. Беспалько В.П. Качество образовательного процесса // Школьные технологии. 2007. № 3. С. 164-177.
  14. Van der Vleuten C., Sluijsmans D., Brinke D.J. Competence Assessment as Learner Support in Education // Technical and vocational education and training. 2017. Vol. 23. P. 607-630. doi: 10.1007/978-3-319-41713-4_28.
  15. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды, технологии обучения / под ред. Т.С. Назаровой. СПб.: Нестор-История, 2012. 436 с.
  16. Назарова Т.С., Тихомирова К.М., Кудина И.Ю. Методические поиски и научные решения основоположников направления «Инструментальная дидактика» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 1. С. 169-182.
  17. Развитие личности учащегося: новые подходы и решения / под ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2019. 295 с.
  18. Шкерина Л.В., Гаврилюк А.С., Табинова О.А., Шашкина М.Б. Бипредметный мониторинг результатов освоения универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике // Перспективы науки и образования. 2020. № 2. С. 179-194.
  19. Kilybaeva S., Myngbay A. Formative evaluation of the student in the new education system // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 6-3. С. 87-94.
  20. Marzano R. Using Formative Assessment with SEL Skills // Handbook of Social and Emotional Learning: Research and Practice. 2016. P. 235-272.
  21. Titov S., Kurilov A., Titova N., Brikoshina I. Integrative assessment framework in blended learning // TEM Journal. 2019. Vol. 8. № 3. P. 768-774.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах