Востребованность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания ребенка: опыт эмпирического исследования


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время проблема взаимодействия образовательной организации и семьи является одной из значимых в теории и практике педагогического процесса. В работе рассматриваются вопросы выстраивания конструктивного взаимодействия учителя и родителей в процессе воспитания ребенка, раскрывается потенциал методического сотрудничества школы и родителей. Основой такого сотрудничества следует рассматривать принцип: наиболее эффективный способ оказать помощь ребенку – оказать помощь его родителям. Цель исследования – определение востребованности взаимодействия (методического сопровождения) семьи и школы в процессе воспитания младшего школьника; выделение наиболее результативных форм и методов взаимодействия в процессе оказания методической помощи родителям в их воспитательной деятельности. Исследование проходило в форме опроса. Вопросы анкеты, предлагаемые родителям, включали несколько направлений: определение целесообразности и необходимости осуществления методического сопровождения семьи при решении проблем воспитательного характера; выделение наиболее результативных форм и методов взаимодействия в процессе оказания методической помощи родителям в их воспитательной деятельности. Результаты исследования позволяют говорить о востребованности взаимодействия и методического сопровождения образовательной организацией семьи в вопросах семейного воспитания как со стороны педагогов (школы), так и со стороны родителей. Выделены наиболее эффективные формы методического сопровождения родителей в вопросах воспитания ребенка: диспуты по вопросам воспитания, совместные тренинги, ролевые игры («педагогический ринг»), привлечение родителей к организации и проведению внеурочной деятельности (экскурсии, туризм, конкурсы, проекты и т. п.). Одним из путей решения поставленной проблемы авторы видят в методической подготовке будущего учителя к осуществлению взаимодействия семьи и школы на этапе получения профессионального образования, предложении студентам соответствующих курсов по выбору.

Об авторах

Надежда Михайловна Брунчукова

Смоленский государственный университет, Смоленск

Автор, ответственный за переписку.
Email: nadejar@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9669-8818

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Теория и методика начального образования»

Россия

Список литературы

  1. Лубский А.А. Разработка концепций педагогической поддержки и педагогика поддержки ребенка в образовании российскими исследователями: 1990–2010-е годы // Инновационные проекты и программы образования. 2021. № 6. С. 14–24. EDN: ZCCOIG.
  2. Сергеева С.Н. Педагогическое сопровождение воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа результатов уровней их воспитанности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2010. № 3-2. С. 185–189. EDN: MWKVBX.
  3. Коваленко Т.В., Маврина И.А. Конструирование модели взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования // Наука и школа. 2013. № 5. С. 159–162. EDN: RNGQWF.
  4. Воскрекасенко О.А., Дунаева О.В. Взаимодействие семьи и школы как институтов воспитания: моделирование процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4. С. 98–103. EDN: WHIRFZ.
  5. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОВ, 2002. 296 с.
  6. Слизкова Е.В., Харитонова М.С. Педагогическое сопровождение семей младших школьников в условиях образовательной организации // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 7. С. 121–125. EDN: SIGZLB.
  7. Арифулина Р.У., Беляева Т.К., Белогорская Л.В. Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания младших школьников: традиционные и современные формы сотрудничества // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 18–21. EDN: GIWZUL.
  8. Воднева Г.Д. Взаимодействие школы и семьи как условие повышения эффективности воспитательной системы // Современное образование Витебщины. 2014. № 4. С. 61–68. EDN: YORTNZ.
  9. Нуриева А.Р., Миннуллина Р.Ф., Газизова Ф.С. Взаимодействие учителей и родителей в воспитании младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 191–194. EDN: LKHDRR.
  10. Прокопьева Ю.П., Неустроева Е.Н. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 26. С. 255–256. EDN: YRXKOL.
  11. Челпаченко Т.В. Реализация технологий сотрудничества школы и семьи // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 14–22. EDN: DYSTOY.
  12. Джумалиева А.А., Миназова З.М., Башаева С.А. Методическое сопровождение взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3. С. 241–233. doi: 10.24412/1991-5497-2022-394-241-243.
  13. Чистова Л.Н. Программа взаимодействия школы и семьи как инструмент формирования ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 2. С. 26–35. EDN: IUMFHZ.
  14. Дурнева Т.В. Роль и формы совместной работы педагогов и родителей в формировании духовно-нравственной культуры младших школьников // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 2. С. 120–127. EDN: ZDMBCB.
  15. Григорьев Д.В., Кожурова О.Ю. Эффективное воспитание: школа и семья как партнеры // Социальная педагогика. 2011. № 2. С. 39–50. EDN: OEZCUT.
  16. Казанина Е.А., Мокрецова Л.А., Швец Н.А. Результаты начальной диагностики готовности родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой с учетом особенностей современных родителей // Казанский педагогический журнал. 2021. № 6. С. 159–165. EDN: VYEWQC.
  17. Позднякова Т.Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5. С. 27–35. EDN: DRTIJD.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах