Возможен ли перенос модели отношений? Влияние детско-родительской привязанности на характер межличностных отношений подростков
- Авторы: Ма Ю.1, У Ц.2, Чжа Ш.3, Ян Ч.4
-
Учреждения:
- Тяньцзиньский педагогический университет, Тяньцзинь Цзянсуский педагогический университет, Сюйчжоу
- Тяньцзиньский педагогический университет, Тяньцзинь Тяньцзиньская гуманитарная лаборатория умственного развития и обучения студентов, Тяньцзинь
- Цзянсуский педагогический университет, Сюйчжоу
- Тяньцзиньский педагогический университет, Тяньцзинь
- Выпуск: № 4 (2023)
- Страницы: 45-55
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/1004
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-4-45-55
- ID: 1004
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На основе теории привязанности и теории экосистем в работе исследовано влияние детско-родительской привязанности на характер межличностных отношений подростков, а также механизм психологических границ и когнитивной гибкости. В исследовании приняли участие 505 подростков, из них 51,5 % юношей. Использовались опросник детско-родительской привязанности, опросник психологических границ, опросник когнитивной гибкости и комплексной диагностической шкалы межличностных отношений. Результаты: выявлена отрицательная взаимосвязь между показателями «Детско-родительская привязанность» и «Межличностная гармония». Другими словами, чем выше уровень детско-родительской привязанности, тем ниже уровень межличностных нарушений и тем гармоничнее межличностные отношения. Психологические границы и когнитивная гибкость играют посредническую роль между детско-родительской привязанностью и межличностной гармонией соответственно. Эффект посредничества составил 15,58 и 18,83 % от общего эффекта соответственно. Результаты подтверждают модель параллельного посредничества показателей «психологическая граница» и «когнитивная гибкость» между показателями «детско-родительская привязанность» и «межличностная гармония».
Об авторах
Юэ Ма
Тяньцзиньский педагогический университет, ТяньцзиньЦзянсуский педагогический университет, Сюйчжоу
Email: 297468590@qq.com
кандидат педагогических наук, факультет психологии, преподаватель образовательного центра психического здоровья для студентов колледжей
КитайЦзе У
Тяньцзиньский педагогический университет, ТяньцзиньТяньцзиньская гуманитарная лаборатория умственного развития и обучения студентов, Тяньцзинь
Email: babaluosha@163.com
профессор, руководитель докторантов факультета психологии, основная научно-исследовательская база в области гуманитарных и социальных наук Министерства образования, академия психологии и поведения
КитайШици Чжа
Цзянсуский педагогический университет, Сюйчжоу
Email: 1586317333@qq.com
студент школы педагогики
КитайЧунь Ян
Тяньцзиньский педагогический университет, Тяньцзинь
Автор, ответственный за переписку.
Email: jyxyc08@163.com
профессор, руководитель студентов магистратуры факультета психологии, основная научно-исследовательская база в области гуманитарных и социальных наук Министерства образования, академия психологии и поведения
КитайСписок литературы
- Wang Deng-feng, Huang Xi-ting. Self-harmony and social harmony: A psychological interpretation of building a harmonious society // Journal of Southwest University (Humanities and Social Sciences Edition). 2007. № 1. P. 1–7. doi: 10.13718/j.cnki.xdsk.2007.01.001.
- Liu X., Huang X.T. Social support and its mechanism of action on mental health // Psychological Research. 2010. № 1. P. 3–8.
- Wang J.P. Abnormal psychology. 2nd ed. Beijing: China Renmin University Press, 2013. 258 p.
- Ma Yuanguang. Interpersonal relationship and depression: the chain mediating effect of life satisfaction and life meaning // China Journal of Health Psychology. 2022. Vol. 10. P. 1459–1463. doi: 10.13342/j.cnki.cjhp.2022.10.004.
- Wang Lei-xia, Yin Xiao-lan, Fei Li-ping, He Xin-xin, Song Xian-qin, Yue Si-yi, Chen Tao, Li Ai-ling. Analysis of the influence of interpersonal relationship on depression in medical college students’ dormitory // Modern Preventive Medicine. 2022. Vol. 13. P. 2409–2412. doi: 10.20043/j.cnki.MPM.202111611.
- Huang Yuancheng, Zhao Qingling, Li Caina. The joint developmental trajectory of depression and self-injury in early adolescence: The role of interpersonal factors // Acta Psychologica Sinica. 2021. Vol. 53. № 5. P. 515–526. doi: 10.3724/SP.J.1041.2021.00515.
- Li Zhihong, Chen Zixiang, Yang Jie, Wang M. Interpersonal sensitivity of vocational college students // Journal of China Health Psychology. 2012. № 2. P. 227–230. doi: 10.13342/j.cnki.cjhp.2012.02.011.
- Bowlby J. Attachment and loss. Vol. II. Separation: Anxiety and anger. New York: Basic Books, 1973. 456 p.
- Brumariu L.E., Kerns K.A., Seibert A. Mother-child attachment, emotion regulation, and anxiety symptoms in middle childhood // Personal Relationships. 2012. Vol. 19. № 3. P. 569–585. doi: 10.1111/j.1475-6811.2011.01379.x.
- Hazan C., Shaver P.R. Love and work: An attachment-theoretical perspective // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. № 2. P. 270–280. doi: 10.1037/0022-3514.59.2.270.
- Ji Yi-jun. The influence of parent-child attachment, social anxiety, and proactive personality on interpersonal relationship of freshmen // Journal of Northwest Normal University (Social Science Edition). 2019. № 5. P. 121–128. doi: 10.16783/j.cnki.nwnus.2019.05.018.
- Zhang Jian-ren, Zhou Cai-ping, Huang Tao, Feng Hong, Zhou Yu-xia, Ling Hui. The relationship between parent-child attachment and self-determination of left-behind junior middle school sudents: A chain-mediated model // China Journal of Clinical Psychology. 2022. № 2. P. 408–413. doi: 10.16128/j.cnki.1005-3611.2022.02.032.
- Song Hairong, Chen Guopeng. A review of the research on the influencing factors of child attachment // Psychological Science. 2003. № 1. P. 167–168. doi: 10.16719/j.cnki.1671-6981.2003.01.057.
- Zhao D.M., Cheng X.L., Wang T., Guo Y.L., Qin X.J. The left-behind middle School Students perceived relationship between parental conflict and teacher-student conflict: The mediating role of parent-child attachment // Educational Research and Experiment. 2019. № 3. P. 91–96.
- Chen Jian-zhi, Liu Zhao-yang, Liu Yong. Bullying in junior high school students and its relationship with parent-child attachment and peer relationship // China Journal of Clinical Psychology. 2013. № 5. P. 795–799. doi: 10.16128/j.cnki.1005-3611.2013.05.014.
- Wang Y.L., Hu Q.P., Wang J.X., Wang H.B. Research on the relationship between psychological boundary and interpersonal relationship of college students // Journal of Kaifeng College of Education. 2017. № 8. P. 162–163.
- Zerubavel E. “The Fine Line”, Making Distinctions in Everyday Life. Chicago: University of Chicago Press, 1991. 205 p.
- Bosmans G., Vlierberghe L.V., Bakermans-Kranenburg M.J., Kobak R., Hermans D., van IJzendoorn M.H. A Learning Theory Approach to Attachment Theory: Exploring Clinical Applications // Clinical Child and Family Psychology Review. 2022. Vol. 25. P. 591–612. doi: 10.1007/s10567-021-00377-x.
- Vanwoerden S., Kalpakci A., Sharp C. The relations between inadequate parent-child boundaries and borderline personality disorder in adolescence // Psychiatry Research. 2017. Vol. 257. P. 462–471. doi: 10.1016/j.psychres.2017.08.015.
- Zhao Xu-dong, Guan Jian. The impact of adult attachment on social skills: The mediating role of empathy // China Journal of Clinical Psychology. 2015. № 6. P. 1116–1118. doi: 10.16128/j.cnki.1005-3611.2015.06.037.
- Buttelmann F., Karbach J. Development and plasticity of cognitive flexibility in early and middle childhood // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Article number 1040. doi: 10.3389/fpsyg.2017.01040.
- Chevalier N., Sheffield T.D., Nelson J.M., Clark C.A.C., Wiebe S.A., Espy K.A. Underpinnings of the costs of flexibility in preschool children: The roles of inhibition and working memory // Developmental Neuropsychology. 2012. Vol. 37. № 2. P. 99–118. doi: 10.1080/87565641.2011.632458.
- Hayatbini N., Knauft K., Kalia V. Cognitive reappraisal moderates the relationship between perfectionism and cognitive flexibility // Journal of Clinical Psychology. 2021. Vol. 77. № 7. P. 1685–1699. doi: 10.1002/jclp.23124.
- Curran T., Andersen K.K. Intergenerational patterns of cognitive flexibility through expressions of maternal care // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 108. P. 32–34. doi: 10.1016/j.paid.2016.12.001.
- Jia X.B. The nature and mechanism of psychological adaptation // Journal of Tianjin Normal University (Social Science Edition). 2001. № 1. P. 19–23.
- Demirtas A.S., Yildiz B. Hopelessness and perceived stress: The mediating role of cognitive flexibility and intolerance of uncertainty // Dusunen Adam The Journal of Psychiatry and Neurological Sciences. 2019. Vol. 32. № 3. P. 259–267. doi: 10.14744/DAJPNS.2019.00035.
- Mealer M., Jones J., Moss M. A qualitative study of resilience and posttraumatic stress disorder in United States ICU nurses // Intensive Care Medicine. 2012. Vol. 38. P. 1445–1451. doi: 10.1007/s00134-012-2600-6.
- Puggina A.C., Silva M.J. Interpersonal communication competence scale: Brazilian translation, validation and cultural adaptation // Acta Paulista de Enfermagem. 2014. Vol. 28. № 2. P. 108–114. doi: 10.1590/1982-0194201400020.
- Xu Weiewi, Yang Guang, Zhu Mengru. Effect of psychological resilience on creativity: The mediating role of cognitive flexibility // China Journal of Health Psychology. 2019. № 12. P. 1885–1889. doi: 10.13342/j.cnki.cjhp.2019.12.034.
- Wang P., Liu A.S. Effect of childhood psychological abuse on depression: Mediating role of cognitive flexibility // Special Education in China. 2017. № 3. P. 84–96.
- Maehino A., Matsumoto T., Yamawaki S. Possible involvement of rumination in gray matter abnormalities in persistent symptoms of major depression: An exploratory magnetic resonance imaging voxel-based morphometry study // International Journal of Neuropsychopharmacology. 2016. Vol. 19. № 1. P. 229–235. doi: 10.1093/ijnp/pyw043.174.
- Zuo Bin, Zhang Xiang, Wen Fang-fang, Zhao Yan. The influence of stressful life events on depression among Chinese university students: Multiple mediating roles of fatalism and core self-evaluations // Journal of Affective Disorders. 2019. Vol. 260. P. 84–90. doi: 10.1016/j.jad.2019.08.083.
- Chen Wu, Li Dongpeng, Bao Zhenzhou, Yan Yuwen, Zhou Zongkui. The network use of parent-child attachment and adolescent problem: A mediated model // Journal of Psychology. 2015. Vol. 47. № 5. P. 611–623. doi: 10.3724/SP.J.1041.2015.00611.
- Xiao X. A study on the relationship between individual psychological boundary and dream experience. China: University of Electronic Science and Technology of China, 2020. 23 p.
- Wang Yang, Yang Yan, Xiao Wan-Ting, Su Qin. The validity and reliability of the Chinese version of the cognitive flexibility questionnaire (CFIQ) for college students // China Journal of Mental Health. 2016. № 1. P. 58–63. doi: 10.3969/j.issn.1000–6729.2016.01.012.
- Zheng R.C. Psychological diagnosis of college students. Jinan: Shandong Education Press, 1999. 321 p.
- Zhou Aibao, Xia Ruixue, Li Shifeng. Interpersonal Self-boundaries: Exploring the Chinese self from the perspective of culture // Gansu Social Sciences. 2012. № 1. P. 25–28. doi: 10.15891/j.cnki.cn62-1093/c.2012.01.056.
- Wu W.L., Jian Y.J., Fang L. Adult attachment studies // Journal of Sichuan University (Philosophy and Social Sciences). 2004. № 3. P. 131–134.
- Cao Xiancai, Wang Dahua, Wang Yan. The effects of episodic simulation on the responsiveness and attachment security of prospective partners // Journal of Psychology. 2020. Vol. 52. № 8. P. 982–992. doi: 10.3724/SP.J.1041.2020.00982.
- Bowlby J. Attachment and loss: retrospect and prospect // American Journal of Orthopsychiatry. 1982. Vol. 52. № 4. P. 664–678. doi: 10.1111/j.1939-0025.1982.tb01456.x.
- Kerns K.A., Klepac L., Cole A.K. Peer relationships and preadolescents’ perceptions of security in child-mother relationship // Developmental Psychology. 1996. Vol. 32. № 3. P. 457–466. doi: 10.1037/0012-1649.32.3.457.
- Arseth A.K., Kroger J., Martinussen M., Marcia J.E. Meta-analytic studies of identity status and the relational issues of attachment and intimacy // An International Journal of Theory and Research. 2009. Vol. 9. № 1. P. 1–32. doi: 10.1080/15283480802579532.
- Hartmann E., Harrison R., Zborowski M. Boundaries in the mind: Past research and future directions // North American Journal of Psychology. 2001. Vol. 3. № 3. P. 347–368.
- Olthof T., Kunnen E.S., Boom J. Simulating mother-child interaction: Exploring two varieties of a non-liner dynamic systems approach // Infant and Child Development. 2000. Vol. 9. № 1. P. 33–60. doi: 10.1002/(SICI)1522-7219(200003)9:1<33::AID-ICD213>3.0.CO;2-6.
- Kraiss J.T., Kohlhoff M., Klooster P.M.T. Disentangling between- and within-person associations of psychological distress and mental well-being: An experience sampling study examining the dual continua model of mental health among university students // Current Psychology. 2022. Vol. 42. P. 11–12. doi: 10.1007/s12144-022-02942-1.
- Qian R.J. Parent-child relationships require proper psychological boundaries // Chinese tutor. 2019. Vol. Z1. P. 124–126.
- Peng L.H., Liu D.D., Long N.N., Xu P., Chen Y., Mao P. Executive function in adolescents with adverse childhood experiences and its influencing factors // China Journal of Child Health Care. 2022. P. 5–9.
- Lerner R.M., Lerner J.V., Almerigi J., Theokas C. Dynamics of Individual-context relations in human development: A developmental systems perspective // Comprehensive Handbook of Personality and Psychopathology. Vol. 1. Personality and Everyday Functioning. New York: John Wiley & Sons Inc, 2006. P. 23–43.
- Martin M.M., Rubin R.B. A new measure of cognitive flexibility // Psychological Reports. 2011. Vol. 76. № 2. P. 623–626. doi: 10.2466/pr0.1995.76.2.623.
- Zhou Mi, Yu Kun, Wang Fu-rong. Cognitive flexibility and individual adaptability: A bidirectional mediation model with cross hysteresis // China Journal of Clinical Psychology. 2021. № 1. P. 182–190. doi: 10.16128/j.cnki.1005-3611.2021.01.037.
- Cásedas L., Pirruccio V., Vadillo M.A., Lupiáñez J. Does mindfulness meditation training enhance executive control? A systematic review and meta-analysis of randomized controlled trials in adults // Mindfulness. 2020. № 2. P. 411–424. doi: 10.1007/s12671-019-01279-4.
- Zeng Renjun. Discussion on the “boundary problem” between people // Journal of Chongqing University of Science and Technology (Social Science Edition). 2014. № 10. P. 17–20. doi: 10.19406/j.cnki.cqkjxyxbskb.2014.10.007.
- Ahn A.J., Kim B.S.K., Park Y.S. Asian cultural values gap, cognitive flexibility, coping strategies, and parent-child conflicts among Korean Americans // Asian American Journal of Psychology. 2008. Vol. 14. № 4. P. 353–363. doi: 10.1037/1099-9809.14.4.353.