ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
- Авторы: Клеймёнов Е.А.1, Чепиков Е.В.1
-
Учреждения:
- Дальневосточный юридический институт МВД России
- Выпуск: № 1 (2021)
- Страницы: 29-38
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/102
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-1-29-38
- ID: 102
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Значительную долю обучающихся в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) составляют слушатели заочной формы обучения. Вместе с тем актуального социологического осмысления условий реализации образовательного процесса с их участием в литературе практически нет. В связи с этим авторами была поставлена цель – на основе изучения общественного мнения обучающихся и преподавательского состава провести социологический анализ условий образовательного процесса, реализуемого в образовательной организации системы МВД России в заочной форме. В качестве объектов исследования выступили слушатели и преподаватели Дальневосточного юридического института МВД России. Надежность результатов обеспечена сочетанием использовавшихся в работе количественных и качественных (фокусированных групповых интервью) социологических опросов. Авторы приходят к выводу о том, что основной мотив поступления в образовательную организацию системы МВД России – это возможность получить юридическое образование. Главные содержательные достоинства обучения в Дальневосточном юридическом институте МВД России опрошенные слушатели видят в практической, правоохранительной направленности полученного образования, а также в дисциплине и строгости порядка реализации образовательного процесса. Сложности образовательного процесса респонденты-обучающиеся усматривают прежде всего в недостаточном количестве времени, отведенного для сессионного периода – для очного взаимодействия с преподавателями. Отдельным блоком авторы представляют состояние и перспективы обучения по заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий: показан дуализм восприятия таких технологий преподавательским составом и обучающимися; определена зависимость между уровнем подготовки опрошенных и оценками указанных перспектив; выявлены альтруистичные настроения преподавателей по отношению к возможному полному переводу заочного образования на дистанционную форму.
Об авторах
Е. А. Клеймёнов
Дальневосточный юридический институт МВД России
Автор, ответственный за переписку.
Email: yevgeni-k1@yandex.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин
РоссияЕ. В. Чепиков
Дальневосточный юридический институт МВД России
Email: chepikov_ev@mail.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин
РоссияСписок литературы
- Жевлакович С.С. Место ведомственной образовательной системы в кадровой политике МВД России // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4. С. 230-235.
- Васильев В.В. Ценностные основания непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в высших учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 2. С. 124-127.
- Калиниченко И.А., Зиборов О.В., Харламов С.О. Актуальные направления подготовки кадров для подразделений по вопросам миграции МВД России // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 333-336.
- Герман Р.Б. Модернизация ведомственной системы образования и ее роль в формировании сотрудников МВД России нового типа // ЮРИСТ-ПРАВОВЕДЪ. 2013. № 2. С. 11-15.
- Горшенева И.А., Иванов А.А., Смоленцева Л.Г. О специфике социальных и психологических факторов, составляющих особенности образовательной среды заочной формы обучения в ВУЗах МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С. 297-299.
- Аветян А.А. Особенности заочной формы обучения в вузах МВД России // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 35. С. 53-54.
- Серостанова Н.Н., Чопорова Е.И. Организация самостоятельной иноязычной деятельности слушателей заочной формы обучения в образовательных организациях МВД России // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 332-334.
- Вызулин Е.А., Васильев В.В. Государственный экзамен слушателей заочной формы, обучающихся в вузах МВД России по программам бакалавриата. Методика подготовки и проведения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2. С. 231-235.
- Юдина Е.Н., Дурнев В.С. Методика преподавания юридических дисциплин при заочной форме обучения // Наука и школа. 2016. № 5. С. 7-13.
- Буткевич С.А., Заброда С.Н. Совершенствование формирования профессиональной компетенции у слушателей заочной формы обучения в образовательных учреждениях МВД России // Социально-гуманитарное обозрение. 2017. № 4. С. 17-20.
- Макеева В.С., Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Особенности развития физических качеств курсантов, обучающихся в ВУЗах МВД России по профилю ГИБДД // Научное мнение. 2017. № 1. С. 97-102.
- Чехранов Ю.В., Горелов С.А. Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по силовому пресечению правонарушений // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 1. С. 183-186.
- Домрачева Е.Ю., Савин М.Н., Зимоновский А.В. Педагогическая модель повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1. С. 94-98.
- Северин Н.Н., Васильченко Е.И., Клименко С.С., Домрачёва Е.Ю. Методика обучения огневой подготовке курсантов и слушателей белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина // Современный ученый. 2020. № 4. С. 136-139.
- Коновалова С.И. Проблемные вопросы проведения занятий по тактико-специальной подготовке в рамках дистанционного обучения слушателей и курсантов образовательных организаций системы МВД России // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 5. № 2. С. 155-159.
- Витютнев Е.Е. Развитие двигательной ловкости у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на занятиях по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. № 3. С. 55-61.
- Тимофеев В.В., Кирюшин И.И. Современные тенденции использования дистанционных образовательных технологий на факультете заочного обучения // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 33. С. 42-44.
- Сорокина А.Г., Шапорев Д.А. Использование возможностей ЭИОС ВУЗа МВД России в формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся по юридическим специальностям заочной формы обучения (на примере ЭИОС БЮИ МВД России) // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1. С. 148-150.
- Башлуева Н.Н. Некоторые вопросы методики составления контрольных заданий в системе заочного обучения в учебных заведениях МВД России // Социально-гуманитарное обозрение. 2018. Т. 1. № 1. С. 19-21.
- Башинская И.Г., Ашхотова Л.А. Практико-ориентированный подход к формированию профессиональных навыков в образовательных организациях системы МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4. С. 119-122.