Методика формирования профессионально-коммуникативной компетентности курсантов – будущих сотрудников органов внутренних дел и система ее методического обеспечения


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности (ПКК) сотрудника органов внутренних дел приходится на период его обучения в высшем учебном заведении Министерства внутренних дел. В связи с этим вопрос о том, каким образом и какими средствами обозначенная компетентность может быть сформирована в учебном процессе, является достаточно актуальным. В работе представлена авторская методика формирования ПКК курсантов и описана система ее методического обеспечения. Автор предлагает поэтапную реализацию методики формирования ПКК. Содержание каждого этапа имеет свою специфику и поставлено в зависимость от коммуникативной позиции курсанта в учебном взаимодействии, что находит выражение в конкретных стратегиях, отражающих репертуар ролевых позиций курсанта, тактику педагогических действий, организационные формы, методический инструментарий, средства обучения и ожидаемый результат, присущий определенному этапу. Методика формирования ПКК имеет свою систему методического обеспечения, представленную совокупностью ресурсов: научное и учебно-методическое обеспечение, средства диагностического сопровождения, методические ресурсы, электронные ресурсы; она является легко воспроизводимой и носит выраженный практико-ориентированный характер. Представленная методика формирования ПКК и система ее методического обеспечения доказали свою эффективность в ходе апробации на пилотном этапе эксперимента. По результатам использования методики среди респондентов экспериментальной группы отмечена положительная динамика, выраженная в увеличении числа курсантов с продуктивным и конструктивным уровнями сформированности ПКК.

Об авторах

Людмила Александровна Рябцева

Могилевский институт МВД Республики Беларусь

Автор, ответственный за переписку.
Email: hpkf1983@mail.ru
ORCID iD: 0009-0008-1842-2988

старший преподаватель кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

Белоруссия, 212011, Республика Беларусь, г. Могилев, ул. Крупской, 67

Список литературы

  1. Халметов Т.А., Карданов А.Р. Формирование профессиональной компетентности у курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 361–363. EDN: JOYXJL.
  2. Титова О.И. Готовность сотрудников полиции к коммуникации в контексте формирования профессиональных компетенций на этапе обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2021. № 1. С. 69–74. doi: 10.25586/RNU.HET.21.01.P.69.
  3. Рябцева Л.А. Профессионально-коммуникативная компетентность курсантов – будущих сотрудников органов внутренних дел – в контексте научных исследований // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя С. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. 2021. № 1. С. 30–39. EDN: EWMOEG.
  4. Рябцева Л.А. Предпосылки становления профессионально-коммуникативной компетентности курсантов – будущих сотрудников органов внутренних дел // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 3. С. 205–211. doi: 10.36809/2309-9380-2022-36-205-211.
  5. Снопкова Е.И., Рябцева Л.А. Профиль профессионально-коммуникативной компетентности курсантов – будущих сотрудников органов внутренних дел // Вестник Самарского юридического института. 2023. № 5. С. 101–114. doi: 10.37523/SUI.2023.56.5.015.
  6. Михайлова Т.Н., Головко О.Н. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в практике вуза (на примере специалистов ИТ) // Международный научный журнал. 2020. № 2. С. 151–157. EDN: JGJZYA.
  7. Никитина Т.В. К вопросу об обучении курсантов ведомственных вузов ФСИН России в условиях цифровизации образовательного процесса: из опыта работы // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2023. № 3. С. 159–161. doi: 10.46845/2071-5331-2023-3-65-159-161.
  8. Никитина Т.В. Способы повышения профессиональной коммуникативной компетенции у курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 9. С. 63–70. doi: 10.51522/2307-0382-2021-232-9-63-70.
  9. Стадников М.Д., Комарова Э.П. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по технической защите информации в контексте информационно-образовательной среды вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 1. С. 104–108. EDN: VVYRSN.
  10. Никитина Т.В., Швецова Н.А., Лебедева Н.А. К вопросу о включении блоков коммуникативной направленности в содержание дисциплин при подготовке курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации // Перспективы науки и образования. 2019. № 2. С. 84–94. doi: 10.32744/pse.2019.2.7.
  11. Коблов Ф.Ч. К вопросу о совершенствовании подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 3. С. 104–109. EDN: ASRVUM.
  12. Титова О.И. Возможности развития личностно-профессиональных качеств курсантов правоохранительного вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2019. № 4. С. 143–153. doi: 10.25146/1995-0861-2019-50-4-170.
  13. Гаранина Р.М. Дидактические принципы процесса формирования субъектной позиции студентов // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4. С. 58–83. doi: 10.17853/1994-5639-2017-4-58-83.
  14. Родин В.Ф. Педагогические условия развития познавательного интереса у курсантов (слушателей) вузов МВД России // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 394–399. doi: 10.24411/2414-3995-2019-10201.
  15. Тихомиров С.Н., Третьяченко Е.И. К вопросу о формировании рефлексивного компонента у курсантов образовательных организаций МВД России посредством изучения гуманитарных // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 169–172. doi: 10.24412/2658-638X-2022-2-169-172.
  16. Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., Васькин Е.С. Особенности проявления клипового мышления у курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 311–318. EDN: WAAGMA.
  17. Землинская Т.Е., Ферсан Н.Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4. С. 153–160. EDN: XQXLND.
  18. Erdem A. Mind Maps as a Lifelong Learning Tool // Universal Journal of Educational Research. 2017. Vol. 5. № 12A. P. 1–7. doi: 10.13189/ujer.2017.051301.
  19. As’ari A. Using mind maps as a teaching and learning tool to promote student engagement // Loquen: English Studies Journal. 2016. Vol. 9. № 1. P. 1–9. doi: 10.32678/loquen.v10i01.25.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тольяттинский государственный университет, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах