Исследование влияния родительского самоутверждения на учебную тревожность: модель модерируемой цепной медиации


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе исследуется влияние родительского самоутверждения на учебную тревожность, а также механизм родительского доверия к автономии детей, родительские ожидания и семейная близость. Опрошены 983 родителя учащихся начальных классов города Ляньюньган провинции Цзянсу, Китай. Использовались следующие методики: шкала самоутверждения опросника общего состояния здоровья, опросник родительских ожиданий, опросник родительского доверия к автономии детей, опросник родительской тревожности, связанной с образованием (детей), а также китайская адаптация шкалы оценки семейной адаптируемости и сплоченности FACES II, при этом особое внимание уделялось аспекту близких отношений. Наблюдается значительная прямая корреляция между родительским самоутверждением и тревожностью, связанной с образованием (детей) (r=0,17, p<0,01), а самоутверждение напрямую предопределяет учебную тревожность (β=0,07, P<0,05). Иными словами, чем выше уровень родительского самоутверждения, тем выше степень родительской тревожности, связанной с образованием (детей). Родительское доверие к автономии детей и родительские ожидания играют роль медиатора между родительским самоутверждением и тревожностью, связанной с образованием (детей). Влияние родительского самоутверждения на родительские ожидания ослабляется семейной близостью. Показано, что родительское доверие к детской автономии и родительские ожидания служат связующим звеном между родительским самоутверждением и тревожностью, связанной с образованием (детей), а семейная близость может значительно смягчить влияние родительского самоутверждения на родительское доверие к детской автономии.

Об авторах

Кэ Чжан

Цзянсуский педагогический университет

Email: 1405146274@qq.com

студент факультета педагогики

Тайвань, 221116, Китай, г. Сюйчжоу, Шанхай Роад, 101

Цибо Ли

Начальная школа Фаншань уезда Дунхай

Email: 826641483@qq.com

учитель

Тайвань, 222300, Китай, г. Ляньюньган, Сяоцуань Роад, 30

Цзинфэй Лю

Центральная начальная школа в Цинху Таун, уезд Дунхай

Email: 770281089@qq.com

учитель

Тайвань, 222300, Китай, г. Ляньюньган, Циншэн Роад, 02

Чжанъю Ю

Цзянсуский педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yzhany@jsnu.edu.cn

руководитель программы подготовки специалистов факультета педагогики

Тайвань, 221116, Китай, г. Сюйчжоу, Шанхай Роад, 101

Список литературы

  1. Chen Wei-Ju, Nelson A.M., Johnson H.B., Fleming R. Effects of self‐affirmation on emotion and cardiovascular responses // Stress and Health. 2020. Vol. 37. № 2. P. 201–212. doi: 10.1002/smi.2986.
  2. Zhong Yi-ping, Chen Zhi-young, Luo Xi, Wang Xi-ai, Yi Wen-ting. Effects of Self-affirmation on Self-esteem and Self-evaluation // Chinese Journal of Clinical Psychology. 2014. № 3. P. 390–393. doi: 10.16128/j.cnki.1005-3611.2014.03.049.
  3. Ding Qian, Zhang Yongxin, Zhou Zongkui. The Effect of Social Network Site Usage on Envy: The Mediating Role of Upward Social Comparison and the Moderating Role of Self-Esteem // Journal of Psychological Science. 2017. Vol. 3. P. 618–624. doi: 10.16719/j.cnki.1671-6981.20170317.
  4. Han Xiao. The Self-Threat of Unsolicited Social Comparison and Its Balance // Acta Psychologica Sinica. 2012. Vol. 12. P. 1628–1640.
  5. Okano H., Nomura M. Examining social anxiety and dual aspects of social comparison orientation: the moderating role of self-evaluation of social skills // Frontiers In Psychology. 2023. Vol. 14. Article number 1270143. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1270143.
  6. Yu Shuo, Zheng Jiansong, Xu Zhibin, Zhang Tao. The Transformation of Parents’ Perception of Education Involution Under the Background of ‘Double Reduction’ Policy: The Mediating Role of Education Anxiety and Perception of Education Equity // Frontiers In Psychology. 2022. Vol. 13. Article number 800039. doi: 10.3389/fpsyg.2022.800039.
  7. Cao H.J., Fang X.Y., Qian Z.L. The characteristics of self-determination for junior high middle school students with hearing disabilities and the effect of social support // Chinese Journal of Applied Psychology. 2012. Vol. 2. P. 109–119.
  8. Hu J., Zhang J., Lu Y.Q., Dai X.J. Relationship among self-assertiveness, communication competence and self-esteem of under graduates in the military medical university // Military Nursing. 2018. Vol. 20. P. 64–68.
  9. Tian Weiyi, Xu Jianjie, Lyu Guanglin, Wang Yinan. Parental Self-esteem and Adolescents’ Subjective Well-being: The Chain Mediating Roles of Parent-adolescent Trust and Adolescents’ Self-esteem // Psychological Development and Education. 2022. Vol. 3. P. 331–338. doi: 10.16187/j.cnki.issn1001-4918.2022.03.04.
  10. Ghaziri N.E., Darwiche J. Adult Self-Esteem and Family Relationships // European Journal of Psychology Open. 2018. Vol. 77. № 3. P. 99–115. doi: 10.1024/1421-0185/a000212.
  11. Xu F., Li H., Ma F.L. Relationship between Trust Propensity and Personality in University Students // Chinese Journal of Applied Psychology. 2011. Vol. 3. P. 202–211.
  12. Feng Xiaohang. Adolescent Parent-Child Trust Crisis // Science & Technology Information. 2021. Vol. 13. P. 252–256. doi: 10.16661/j.cnki.1672-3791.2012-5042-9984.
  13. Cooper P.J., Fearn V., Willetts L., Seabrook H., Parkinson M. Affective disorder in the parents of a clinic sample of children with anxiety disorders // Journal of Affective Disorders. 2006. Vol. 93. № 1-3. P. 205–212. doi: 10.1016/j.jad.2006.03.017.
  14. Morris A.S., Silk J.S., Steinberg L., Myers S.S., Robinson L.R. The Role of the Family Context in the Development of Emotion Regulation // Social Development. 2007. Vol. 16. № 2. P. 361–388. doi: 10.1111/j.1467-9507.2007.00389.x.
  15. Milgram N., Toubiana Y. Academic anxiety, academic procrastination, and parental involvement in students and their parents // British Journal of Educational Psychology. 1999. Vol. 69. № 3. P. 345–361. doi: 10.1348/000709999157761.
  16. Kumar S., Kinra A. Impact of parental expectation on self-concept of adolescent // Indian Journal of Health & Wellbeing. 2017. Vol. 8. № 11. P. 1357–1360.
  17. Taylor S.E., Lobel M. Social comparison activity under threat: downward evaluation and upward contacts // Psychological Review. 1989. Vol. 96. № 4. P. 569–575. doi: 10.1037/0033-295x.96.4.569.
  18. Qin Y.G. On self-esteem // Journal of Southwest University (Social Sciences Edition). 1997. Vol. 4. P. 73–77.
  19. Huang X.M., Wang L.X., Sun Q.Q. The Relationship between Parents’ Growth Mindset and Young Children’s Approaches to Learning: The Chain Mediating Effect of Parenting Self-Efficacy and Children’s Self-Efficacy // Chinese Journal of Clinical Psychology. 2023. Vol. 5. P. 1225–1228. doi: 10.16128/j.cnki.1005-3611.2023.05.039.
  20. Yang Z., Chen M.Y. Hearing-Impaired Children’s Parenting Self-Efficacy and Parenting Expectations: The Mediating Effect of Their Parents’ Trust in Their Autonomy // Chinese Journal of Special Education. 2017. Vol. 3. P. 53–58.
  21. Orchard F., Cooper P.J., Creswell C. Interpretation and expectations among mothers of children with anxiety disorders: associations with maternal anxiety disorder // Depression and Anxiety. 2015. Vol. 32. № 2. P. 99–107. doi: 10.1002/da.22211.
  22. Otterpohl N., Lazar R., Stiensmeier-Pelster J. The dark side of perceived positive regard: When parents’ well-intended motivation strategies increase students’ test anxiety // Contemporary Educational Psychology. 2019. Vol. 56. P. 79–90. doi: 10.1016/j.cedpsych.2018.11.002.
  23. Kerr M., Stattin H., Trost K. To know you is to trust you: parents’ trust is rooted in child disclosure of information // Journal of Adolescence. 1999. Vol. 22. № 6. P. 737–752. doi: 10.1006/jado.1999.0266.
  24. Sugimura K., Hihara S., Hatano K., Nakama R., Saiga S., Tsuzuki M. Profiles of Emotional Separation and Parental Trust from Adolescence to Emerging Adulthood: Age Differences and Associations with Identity and Life Satisfaction // Journal of Youth Adolescence. 2023. Vol. 52. P. 475–489. doi: 10.1007/s10964-022-01716-z.
  25. Wang Wenjing. The influence mechanism of the parent-child relationship on adolescent academic performance: The serial mediating effect of parental expectations and self-expectations // Studies in Educational Evaluation. 2024. Vol. 81. Article number 101323. doi: 10.1016/j.stueduc.2024.101323.
  26. Räty H., Leinonen T., Snellman L. Parents’ Educational Expectations and their Social-Psychological Patterning // Scandinavian Journal of Educational Research. 2002. Vol. 46. № 2. P. 129–144. doi: 10.1080/00313830220142164.
  27. Lerner R.M., Almerigi J.B., Theokas C., Lerner J.V. Positive Youth Development A View of the Issues // The Journal of Early Adolescence. 2005. Vol. 25. № 1. P. 10–16. doi: 10.1177/0272431604273211.
  28. Ma Yue, Wu Jie, Zha Shi-qi, Yang Chun. Can relationship patterns be transferred? The influence of parent-child attachment on interpersonal harmony among adolescents // Science vector of Togliatti state university. Series: Pedagogy, psychology. 2023. № 4. P. 45–55. doi: 10.18323/2221-5662-2023-4-45-55.
  29. Cox M.J., Paley B. Families as systems // Annual Review of Psychology. 1997. Vol. 48. P. 243–267. doi: 10.1146/annurev.psych.48.1.243.
  30. Yu Haiying, Cui Yushan, Fu Haifan. Study on the influence of social support on the effect of science education in rural primary schools // Science vector of Togliatti state university. Series: Pedagogy, psychology. 2023. № 3. P. 37–49. doi: 10.18323/2221-5662-2023-3-37-49.
  31. Guo Xiangrong, Zhou Yulai, Xu Jian, Hu Yuelai, Liu Zhiwei. The Association of Maternal Emotional Status With Child Over-Use of Electronic Devices During the COVID-19 Pandemic // Front in Pediatrics. 2021. Vol. 9. Article number 760996. doi: 10.3389/fped.2021.760996.
  32. Shen Jianguo. Intergenerational Transmission Effect of Home Physical Activity among Mothers and Offspring: The Value Added Contribution of Parent-child Communication and Family Cohesion // Journal of Tianjin University of Sport. 2022. № 4. P. 475–481. doi: 10.13297/j.cnki.issn1005-0000.2022.04.015.
  33. Zhang F.J., Liu C.L. Study on personality characteristics of hearing impaired children // Chinese Journal of Special Education. 1999. № 3. P. 22–25.
  34. Li H., Mei J.R. Assessing Psychological Well-being of College Student: Psychometric Properties of GHQ-20 // Psychological Development and Education. 2002. Vol. 18. P. 75–79.
  35. Chai Caixia, Feng Xizhen, Liu Liping. Effect of parenting expectation on parenting stress in primary school students’ parents: A mediating effect of parenting sense of competence // China Journal of Health Psychology. 2020. Vol. 10. P. 1514–1518. doi: 10.13342/j.cnki.cjhp.2020.10.018.
  36. Du X.T., Li X.Y. Longitudinal impact of parental educational expectations on academic anxiety and academic performance of high school students // Journal of Bio-education. 2023. Vol. 4. P. 290–296.
  37. Fei L.P., Shen Q.J., Zhen Y.P., Zhao J.P., Jiang S.A., Wang L.W., Wang X.D. Preliminary evaluation of Chinese version of FACES Ⅱ and FES: comparison of normal families and families of schizophrenic patients // Chinese Mental Health Journal. 1991. № 5. P. 198–202.
  38. Wen Z.L., Ye B.J. Analyses of Mediating Effects: The Development of Methods and Models // Advances in Psychological Science. 2014. № 5. P. 731–745.
  39. Fang Jie, Wen Zhonglin, Liang Dongmei, Li Nini. Moderation Effect Analyses Based on Multiple Linear Regression // Journal of Psychological Science. 2015. № 3. P. 715–720. doi: 10.16719/j.cnki.1671-6981.2015.03.001.
  40. Zhong Yi-ping, Chen Zhi-yong, Luo Xi, Wang Xi-ai, Yi Wen-ting. Effects of Self-affirmation on Self-esteem and Self-evaluation // Chinese Journal of Clinical Psychology. 2014. № 3. P. 390–393. doi: 10.16128/j.cnki.1005-3611.2014.03.049.
  41. Xing S.F., Yu G.L. A Review on Research of Social Comparison // Advances in Psychological Science. 2005. Vol. 13. № 1. P. 78–84.
  42. Colpaert L., Muller D., Fayant M.-P., Butera F. A mindset of competition versus cooperation moderates the impact of social comparison on self-evaluation // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. Article number 1337. doi: 10.3389/fpsyg.2015.01337.
  43. Liu Yang. Communication impetus of group anxiety: research of WeChat parenting groups based on media affordances theory // Journalism and Mass Communication. 2020. № 10. P. 40–49. doi: 10.15897/j.cnki.cn51-1046/g2.2020.10.005.
  44. Sattin-Bajaj C., Roda A. Opportunity Hoarding in School Choice Contexts: The Role of Policy Design in Promoting Middle-Class Parents’ Exclusionary Behaviors // Educational Policy. 2018. Vol. 34. № 8. P. 566–580. doi: 10.1177/0895904818802106.
  45. Thomaes S., Bushman B.J., de Castro B.O., Reijntjes A. Arousing “gentle passions” in young adolescents: Sustained experimental effects of value affirmations on prosocial feelings and behaviors // Developmental Psychology. 2012. Vol. 48. № 1. P. 103–110. doi: 10.1037/a0025677.
  46. Feng J., Lazar J., Preece J. Empathy and online interpersonal trust: A fragile relationship // Behaviour & Information Technology. 2004. Vol. 23. № 2. P. 97–106. doi: 10.1080/01449290310001659240.
  47. Lovett B.J., Sheffield R.A. Affective empathy deficits in aggressive children and adolescents: A critical review // Clinical Psychology Review. 2007. Vol. 27. № 1. P. 1–13. doi: 10.1016/j.cpr.2006.03.003.
  48. Räty H. What comes after compulsory education? A follow-up study on parental expectations of their child’s future education // Educational Studies. 2006. Vol. 32. № 1. P. 1–16. doi: 10.1080/03055690500415837.
  49. Le X.Y., Gu Y.B., Liu L. The relationship among parental educational expectations, perception of children’s psychological reatance and parent test anxiety // Journal of Jilin Medical University. 2022. № 5. P. 339–343.
  50. Zheng Y.F. Trust: origin and definition // Social Sciences of Beijing. 1999. № 4. P. 118–123. doi: 10.13262/j.bjsshkxy.bjshkx.1999.04.046.
  51. Zhang Ying, Bian Yufang. Parents’ Implicit Attitudes Toward Emotional Word Associations and Their Relationship to Empathic Forecasting: Findings based on the Implicit Association Test (IAT) // Psychology: Techniques and Applications. 2019. № 12. P. 714–722. doi: 10.16842/j.cnki.issn2095-5588.2019.12.002.
  52. Wang Y.N., Wu Y.Y., Zeng C.W., Wang H.M., Zhang S.J., Zhang B. The impact of alexithymia on problematic mobile phone use: The sequence mediating effect of self-esteem and subjective well-being // China Journal of Health Psychology. 2024. Vol. 32. № 2. P. 1–9.
  53. Ren B., Gao J., Ma C. Relationship Between Undergraduates’ Life Values and Family Adaptability and Cohesion // Journal of Tianjin University (Social Sciences). 2014. № 1. P. 93–96.
  54. Jackson S., Bijstra J., Oostra L., Bosma H. Adolescents’ perceptions of communication with parents relative to specific aspects of relationships with parents and personal development // Journal of Adolescence. 1998. Vol. 21. № 3. P. 305–322. doi: 10.1006/jado.1998.0155.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тольяттинский государственный университет, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах