ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЖИТЕЙСКИХ СИТУАЦИЯХ
- Авторы: Никифорова Т.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский филиал Московского городского педагогического университета
- Выпуск: № 1 (2021)
- Страницы: 65-72
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/106
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-1-65-72
- ID: 106
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Своевременное выявление особенностей взаимосвязи реакций учителя в условиях фрустрирующих жизненных ситуаций и профессиональных отношений позволяет обеспечить прогноз эффективности деятельности, скорректировать установки на реагирование, создать позитивный профессиональный сценарий. С этой целью были изучены реакции на фрустрацию у школьных учителей во взаимосвязи жизненных и профессиональных ситуаций. В исследовании приняли участие 120 учителей с опытом работы более 7 лет. В результате проведенного исследования было показано, что наибольшее количество реакций учителей в общежитейских фрустрирующих ситуациях – это реакции, экстрапунитивные по направленности и с фиксацией на самозащите по типу. В ситуациях фрустрации педагоги обнаруживают склонность к реакциям самозащиты значительно чаще, чем признают наличие препятствия, что определяет их уязвимость в проблемных ситуациях, требующих самостоятельного преодоления трудностей. Статистически доказано, что чем менее выражена склонность педагогов в общежитейских фрустрирующих ситуациях подчеркивать наличие препятствия и чем более выражена склонность полагать, что кто-то другой должен разрешить возникшую проблему, тем чаще в конфликтных педагогических ситуациях их реакции направлены на учащегося (индивида). Выявленное преобладание реакций педагогов, направленных на индивида, а также реакций с фиксацией на задаче и объяснении в конфликтных педагогических ситуациях отражает недостаточность сформированности у них интернального локуса контроля. Статистический анализ взаимосвязей между реакциями педагогов в общежитейских и педагогических ситуациях с использованием коэффициента Пирсона и коэффициента Спирмена свидетельствует о существенной интеграции профессионального педагогического отношения со структурой личностного повседневного сознания, что определяет необходимость психологического сопровождения дальнейшего развития педагогической карьеры.
Об авторах
Т. Ю. Никифорова
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: tati163@mail.ru
аспирант
РоссияСписок литературы
- Тарабрина Н.В. Метод изучения фрустрации рисуночный // Психология общения. Энциклопедический словарь. М.: Когито-Центр, 2011. С. 529-530.
- Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии: методы исследования личности. СПб.: Питер, 2004. 336 c.
- Larsen J.K., Brand N., Bermond B., Hijman R. Cognitive and emotional characteristics of alexithymia: a review of neurobiological studies // Journal of Psychosomatic Research. 2003. Vol. 54. № 6. P. 533-541.
- Hilgeman M.M., Allen R.S., DeCoster J., Burgio L.D. Positive aspects of caregiving as a moderator of treatment outcome over 12 months // Psychology and Aging. 2007. Vol. 22. № 2. P. 361-371.
- Барсукова О.В., Павлова Т.В., Тушнова Ю.А. Психология личности: определения, схемы, таблицы. Ростов н/Д.: Феникс, 2019. 240 c.
- Евсюкова Н.И. Коммуникативные барьеры взаимодействия учителя с учеником как детерминация дидактической депривации // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6. С. 52-55.
- Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь: Пресса, 1990. 456 с.
- Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности // Психология труда, инженерная психология и эргономика. В 2 ч. Ч. 1. М.: Юрайт, 2020. С. 270-294.
- Медведева Н.И. Психологические аспекты влияния стиля реагирования учителя общеобразовательной школы на процесс педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2. С. 281-282.
- Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: психофизиологические очерки. М.: URSS, 2010. 199 c.
- Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: PerSe, 2019. 350 c.
- Левитов Н.Д. Фрустрации как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 38-42.
- Стасюк М.И. Эмоциональное реагирование педагога на стрессоры // Перспективы науки и образования. 2014. № 5. С. 102-107.
- Шилова Т.А., Пономарева Е.А. Социальное взаимодействие участников образовательного пространства // Системная психология и социология. 2016. № 2. С. 70-78.
- Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. М.: Академический Проект, 2020. 128 с.
- Прохоров А.О., Фахрутдинова Л.Р. О связи переживаний и психических состояний // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. № 3. С. 50-55.
- Феоктистова С.В., Кривошеева Е.В. Состояние фрустрации педагогов в условиях модернизации образовательной среды // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 4. С. 72-76.
- Ахрямкина Т.А., Чаус И.Н. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде. Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. 104 с.
- Гумирова Г.Ф. Психологические особенности профессиональной деятельности в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 26. С. 6-10.
- Захарова Е.В. Профессиональная педагогическая деятельность как фактор профессиональной деформации личности учителей и преподавателей // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17. № 2-2. С. 465-472.
- Баксанский О.Е., Самойлова В.М. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: аффективная сфера личности и психология общения. М.: Либроком, 2018. 368 c.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 240 с.