ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ
- Авторы: Морозова И.С.1, Пронин Е.А.2,1, Пронина М.Е.3
-
Учреждения:
- Кемеровский государственный университет
- Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
- Новосибирский государственный университет
- Выпуск: № 2 (2021)
- Страницы: 46-53
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/113
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-2-46-53
- ID: 113
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Поиск путей повышения эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов в период обучения в военном вузе остается актуальным в настоящее время. Особое значение приобретает обеспечение оптимальных способов формирования профессиональных компетенций обучающихся с учетом их личностных параметров при дефиците учебного времени. Предмет исследования – особенности саморегуляции курсантов с различным уровнем успеваемости. Исследование направлено на выявление особенностей произвольной саморегуляции и личностных характеристик курсантов с различным уровнем успеваемости по техническим дисциплинам в военном вузе. Определены теоретические подходы к изучению саморегуляции как личностного свойства, психического состояния и условия успешности протекания деятельности. Систематизированы представления о роли саморегуляции в процессе учебно-профессиональной деятельности. Теоретически обоснована необходимость учета особенностей саморегуляции курсантов военного вуза, проявляющейся в субъективной представленной направленности на определенные явления. Представлены данные о респондентах, в число которых вошел 91 курсант первого курса Новосибирского военного института. Обосновано разделение респондентов на группы с высоким и низким уровнем успеваемости. Выявлены особенности саморегуляции курсантов военного вуза с различным уровнем успеваемости, проявляющиеся в направленности произвольной саморегуляции. Определены особенности произвольной саморегуляции курсантов с высоким уровнем успеваемости, проявляющиеся в наличии выраженной настойчивости в учебной деятельности, дружелюбии по отношению к сокурсникам и выраженной познавательной потребности. Определены особенности произвольной саморегуляции курсантов с низким уровнем успеваемости, проявляющиеся в отсутствии самоконтроля и критической оценки действий, игнорировании своих ошибок, стремлении доминировать в межличностных отношениях.
Об авторах
И. С. Морозова
Кемеровский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ishmorozova@ya.ru
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии развития, директор Института образования
РоссияЕ. А. Пронин
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации; Кемеровский государственный университет
Email: pronineugenij@yandex.ru
старший преподаватель кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники, магистрант
РоссияМ. Е. Пронина
Новосибирский государственный университет
Email: evakotova1995@gmail.com
студент
РоссияСписок литературы
- Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 128-135.
- Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.
- Осницкий А.К., Астахова Н.В. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков, обучающихся в классах КРО // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 42-51.
- Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: ПЕРСЭ, 2005. 352 с.
- Медовикова Е.А. Взаимосвязь параметров осознанной саморегуляции и временной перспективы студентов на различных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 5. № 2. С. 101-106.
- Морозова И.С., Пронин Е.А. Параметры саморегуляции во взаимосвязи с личностными характеристиками курсантов-первокурсников военного вуза // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 29. С. 40-53.
- Отт Т.О., Морозова И.С. Саморегуляция учебно-профессиональной деятельности личности на различных этапах обучения в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 216-219.
- Белогай К.Н., Морозова И.С., Медовикова Е.А., Сахарчук Н.Ю., Тупикина Г.Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в ВУЗе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 57-72.
- Цыганов И.Ю., Бондаренко И.Н., Моросанова В.И. Становление осознанной саморегуляции учебной деятельности в различных условиях обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 10-23. doi: 10.18384/2310-7235-2018-4-10-23.
- Морозова И.С., Пронин Е.А. Особенности произвольной саморегуляции и личностных качеств курсантов-первокурсников, имеющих опыт прохождения службы в рядах вооруженных сил // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. С. 325-332. doi: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-325-332.
- Muenks K., Miele D.B. Students' Thinking About Effort and Ability: The Role of Developmental, Contextual, and Individual Difference Factors // Review of Educational Research. 2017. Vol. 87. № 4. P. 707-735. doi: 10.3102/0034654316689328.
- Burns E.C., Martin A.J., Collie R.J. Adaptability, personal best (PB) goals setting, and gains in students’ academic outcomes: A longitudinal examination from a social cognitive perspective // Contemporary Educational Psychology. 2018. Vol. 53. P. 57-72. doi: 10.1016/j.cedpsych.2018.02.001.
- Guo J., Parker P.D., Marsh H.W., Morin A.J.S. Achievement, motivation, and educational choices: A longitudinal study of expectancy and value using a multiplicative perspective // Developmental Psychology. 2015. Vol. 51. № 8. P. 1163-1176. doi: 10.1037/a0039440.
- Bieleke M., Legrand E., Miguou A., Gollwitzer P.M. More than planned: Implementation intention effects in non-planned situations // Acta Psychological. 2018. Vol. 184. P. 64-74. doi: 10.1016/j.actpsy.2017.06.003.
- Kubilay C. The evaluation of achievement orientation and academic self-regulation of students studying in Faculties of Sport Sciences // International Journal of Human Sciences. 2017. Vol. 14. № 3. P. 2616-2627.
- Strauman T.J. Self-Regulation and Psychopathology: Toward an Integrative Translational Research Paradigm // Annual Review of Clinical Psychology. 2017. Vol. 13. P. 497-523. doi: 10.1146/annurev-clinpsy-032816-045012.
- Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. М.: Вече, 2010. 320 с.
- Семенова C.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2000. 180 с.
- Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М.: Психологический ин-т, 2010. 232 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
- Никифоров Г.С. Диагностика здоровья: психологический практикум. СПб.: Речь, 2011. 950 с.
- Крылов А.А., Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2000. 562 с.