КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
- Авторы: Чикова О.А.1,2, Васильева А.В.3,2
-
Учреждения:
- Уральский государственный педагогический университет
- Новосибирский государственный педагогический университет
- Новосибирский электромеханический колледж
- Выпуск: № 3 (2021)
- Страницы: 25-32
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/117
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-3-25-32
- ID: 117
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье описывается актуальный подход к управлению качеством среднего профессионального образования (СПО) в условиях его модернизации, предусматривающий когнитивное моделирование образовательного процесса в колледже. Проведен анализ воздействия на качество образования в колледже проектных инициатив в отечественной системе СПО: распространения дуального обучения, оценки образовательных результатов посредством национальной системы квалификаций и стандартов WorldSkills, цифровой трансформации образования. Когнитивное моделирование позволило изучить количественное изменения качества образования в ответ на вариации управляющих переменных – проектных инициатив в отечественной системе СПО – и моделировать результаты применения разных стратегий развития образовательного учреждения СПО. На основе обработки матрицы мнений экспертов сформирована когнитивная карта образовательного процесса. Приведены описание когнитивной модели образовательного процесса колледжа и результаты сценарного моделирования влияния проектных инициатив на качество образования. Характеристики когнитивной модели образовательного процесса определены с помощью PEST- и SWOT-анализа. PEST-анализ выявил десять различных факторов (концептов), влияющих на образовательный процесс в колледже: качество образования, независимая оценка квалификации, цифровизация образования, теоретическое обучение, практическое обучение, посещаемость учебных занятий, успеваемость студентов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, дуальное обучение, квалификация педагогического состава. SWOT-анализ установил причинно-следственные взаимосвязи между факторами, оценил их силу и направленность. Представленная методика когнитивного моделирования образовательного процесса колледжа позволяет реализовывать новые возможности стратегического планирования системы менеджмента качества СПО.
Об авторах
О. А. Чикова
Уральский государственный педагогический университет; Новосибирский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: chik63@mail.ru
доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник, профессор кафедры информационных систем и цифрового образования
РоссияА. В. Васильева
Новосибирский электромеханический колледж; Новосибирский государственный педагогический университет
Email: vasiljeva.nastja.2212@gmail.com
методист, магистрант
РоссияСписок литературы
- Дудырев Ф.Ф., Фрумин И.Д., Мальцева В.А., Лошкарева Е.П., Татаренко Е.А. Новые возможности WorldSkills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании // Современная аналитика образования. 2019. № S7. С. 5-47.
- Митрофанова Э.П. Эффективность и качество подготовки кадров в системе среднего профессионального образования с применением инструментов национальной системы квалификаций // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2020. № 2. С. 22-27.
- Блинов В.И., Куртеев Л.Н. Новая методология стандартизации в среднем профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2019. № 12. С. 6-13.
- Романченко А.М., Романченко М.К. Демонстрационный экзамен: формирование и оценивание общих и профессиональных компетенций // Стандарты и мониторинг в образовании. 2018. Т. 6. № 4. С. 21-27.
- Иванов С.А., Старостина С.Е., Авдеев П.Б., Дугарова Д.Ц. Профессиональные стандарты как механизмы управления качеством профессионального образования в регионе // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 5. С. 93-102.
- Головина Н.А. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills как форма государственной итоговой аттестации // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 2. С. 55-60.
- Блинов В.И., Биленко П.Н., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М.: Дело, 2020. 112 с.
- Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы) // Среднее профессиональное образование. 2019. № 3. С. 3-8.
- Полупан К.Л. Управление качеством высшего образования в условиях цифровизации // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 4. С. 273-278.
- Углинская Н.А. Новые вызовы системы среднего специального образования в России // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т. 1. № 3. С. 152-156.
- Романченко А.М., Романченко М.К. Трансформация среднего профессионального образования в условиях пандемии // Стандарты и мониторинг в образовании. 2020. Т. 8. № 6. С. 39-45.
- Шмелева А.Г., Ладынин А.И., Таланова Ю.В., Наумов В.В. Когнитивное моделирование в информационной системе поддержки принятия решений // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2018. № 2. С. 60-67.
- Лучко О.Н., Макаренко В.А. Изучение аспектов качества образования с применением методологии когнитивного моделирования // Образовательные технологии (г. Москва). 2015. № 1. С. 69-75.
- Гречко М.В. Когнитивное моделирование как инструмент адаптивного управления качеством образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. № 4. С. 725-735.
- Захарова Е.Н., Погорелова М.Н., Чермит К.Д. Когнитивное моделирование в управлении качеством образования // Среднее профессиональное образование. 2008. № 8. С. 51-54.
- Щербина А.В., Гречко М.В. Когнитивное моделирование качества образовательного процесса вуза // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 4. С. 143.
- Королева Д.О., Науширванов Т.О. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.
- Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. С.В. Янкевича, Я. де Грофа. М.: Высшая школа экономики, 2019. 337 с.
- Задорина М.А. Качество среднего профессионального образования как гарантия реализации конституционного права на среднее профессиональное образование // Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 2. С. 71-76.
- Белоконь О.В. Оценка качества среднего профессионального образования с точки зрения студентов и родителей // Педагогическое образование в России. 2018. № 11. С. 80-86.
- Степанов А.А. Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации // Ars Administrandi. Искусство управления. 2018. Т. 10. № 4. С. 531-547.
- Смирнова Е.В. Проектирование ОПОП как средство повышения качества профессионального образования // Вестник педагогических инноваций. 2017. № 2. С. 34-42.
- Блинов В.И., Сергеев И.С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020-2035 // Образовательная политика. 2020. № 1. С. 76-86.
- Беликов В.А., Романов П.Ю., Павленко Д.И., Филиппов А.М. Влияние дуальной системы профессионального образования на качество подготовки обучающихся организаций СПО // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. Т. 12. № 1. С. 20-34.
- Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 117-138.
- Овсиенко Л.В., Зимина И.В., Есенина Е.Ю. Дуальное обучение как важный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 5. С. 339-344.
- Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 271 с.