ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ УШУ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Психолого-педагогическая практика все чаще сталкивается с проблемой воспитания агрессивных подростков. Подросток подвержен большому количеству стрессов, и в результате изменений, происходящих в центральной нервной системе, происходят изменения и в психических процессах, что в сочетании с факторами воздействия социальной среды способствует возникновению агрессивного поведения. Подростки, занимающиеся спортом, более сдержанны и дисциплинированны. В выборку исследования вошли юноши в возрасте от 13 до 15 лет, ранее не занимавшиеся ушу. Для измерения средних показателей агрессии у испытуемых проводилось тестирование с помощью опросника Л.Г. Почебут и опросника агрессивности Баса – Перри в начале и в конце эксперимента. Выбранная группа подростков занималась ушу три раза в неделю по одному часу в день на протяжении восьми месяцев. В экспериментальном комплексе ушу были использованы циклические упражнения, базовые поточные энергичные упражнения, прыжки, спарринги, дыхательная и оздоровительная китайская гимнастика, которая влияет на гармонизацию психоэмоциональных процессов. Упражнения способствовали снятию мышечного тонуса и развитию навыков самоконтроля. Использовались как контактные боевые методики, так и бесконтактные – одиночные и восстановительные. Исследование показало, что регулярные занятия оздоровительным ушу положительно повлияли на испытуемых и у них снизились средние показатели уровня агрессии. Занятия оздоровительным ушу в группе испытуемых подростков способствовали снятию психоэмоционального напряжения через выплеск энергии с помощью физической нагрузки и медитативных техник. 

Об авторах

О. О. Кастальский

Уральский государственный университет физической культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: oleg-ushu@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Оздоровительные технологии и физическая культура Востока» 

Россия

К. О. Богомазова

Южно-Уральский государственный университет

Email: bogomazovi@mail.ru

соискатель ученой степени кандидата психологических наук при кафедре «Психология управления и служебной деятельности»

Россия

Список литературы

  1. Каширин В.П., Краснояров Д.С. Особенности агрессивного поведения современных подростков-школьников // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2019. № 1. С. 41-45.
  2. Ефимова О.Н., Самсонова А.Н. Спорт как средство повышения психологической адаптации и развития психологической культуры подростка // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 561-567.
  3. Беляева Л.А. Проблема исследования влияния занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков // Информация и образование: границы коммуникаций. 2011. № 3. С. 281-283.
  4. Сафронова М.В., Гребенникова И.Н., Сафронов И.Д., Салимзянов Р.Р. Влияние занятий спортом на психологическое благополучие и психическое здоровье обучающихся разного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 154-162.
  5. Рамазанов М.Б., Ахмедова А.М., Алипова Д.Д. Эмоционально - волевая регуляция спортсменов ушу - саньда, как предмет психологического исследования (на примере ГКОУ РД «пять сторон света») // Вестник Московского института государственного управления и права. 2018. № 4. С. 48-51.
  6. Синицына О.В. Влияние занятий восточными единоборствами на агрессивность спортсменов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 6. С. 38-41.
  7. Бацунов С.Н., Александрова Н.А., Цапов Е.Г. Применение элементов телесно-ориентированной терапии в тренировочном процессе для снижения агрессивности подростков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 3. С. 124-129.
  8. Кушка М.Г. Подростковая агрессивность: диагностика, коррекция, психолого-педагогическое сопровождение // Kant. 2017. № 4. С. 69-72.
  9. Аринин А.Н. Факторы, обуславливающие агрессивное поведение у подростков // Развитие образования. 2019. № 4. С. 87-92.
  10. Ткачук О.А., Корнилов К.А. Агрессивное поведение подростков: причины возникновения и проблемы коррекции // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. Т. 20. № 4. С. 86-92.
  11. Пархоменко Е.А., Дубова А.А., Матвеева И.С. Перфекционизм как фактор межличностного отношения мальчиков и девочек - подростков, занимающихся и не занимающихся спортивной деятельностью // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 12. С. 419-424.
  12. Тарасова О.Л., Казин Э.М., Скотникова Л.Н., Игишева Л.Н., Игишев Н.В. Мотивация к двигательной активности как компонент адаптационного психофизиологического потенциала подростков // Теория и практика физической культуры. 2019. № 9. С. 38-40.
  13. Ковалев Д.А. Снижение агрессии у подростков средством тренировочного процесса восточных единоборств // Психологический Vademecum: Бахтин М.М. и Витебщина: cборник научных статей. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2020. С. 119-124.
  14. Луткова Н.В., Макаров Ю.М. Взаимосвязь уровней агрессивности и состояния эмоциональной сферы юных спортсменов игровиков 13-15 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1. С. 372-377.
  15. Петрыгин С.Б. Проявление агрессии у подростков, занимающихся контактными видами единоборств // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2012. № 4. С. 023-034.
  16. Вареников Н.А. Психологические трудности спортсменов и проблемы их преодоления // Культура физическая и здоровье. 2011. № 11. С. 15-17.
  17. Буков Ю.А., Георгиева Н.Г. Здоровьесберегающие технологии и методы телесно-ориентированной терапии на уроках физического воспитания учащихся специальной медицинской группы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 6. С. 31-36.
  18. Калакаускене Л.М. Ушу и цигун как здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании. Чайковский: ЧГИФК, 2007. 155 с.
  19. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. М.: Питер, 2012. 334 с.
  20. Дерманова И.Б. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2005. С. 84-86.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах