Подготовка кадров для некоммерческих организаций в контексте реализации подхода «Обучение служением» в высших учебных заведениях: актуализация проблемы
- Авторы: Горюнова Л.В.1, Плахотнюк Ю.Н.1, Мареев В.И.1
-
Учреждения:
- Южный федеральный университет
- Выпуск: № 2 (2025)
- Страницы: 9-15
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/1193
- DOI: https://doi.org/10.18323/3034-2996-2025-2-61-1
- ID: 1193
Цитировать
Аннотация
Рост значимости деятельности некоммерческих организаций (НКО) для развития системы поддержки людей и проявления гражданской активности определил потребность в подготовке кадров, способных осуществлять профессиональное участие в решении общественно значимых задач. Работа посвящена актуализации профессиональной подготовки кадров для НКО вообще и социально ориентированных НКО в частности в системе высшего образования на основе подхода «Обучение служением». Внедрение подхода «Обучение служением» в процесс профессиональной подготовки кадров для НКО позволяет интегрировать форматы обучения, что обеспечивает развитие у студентов социальной ответственности, проектного мышления и мотивации к участию в деятельности НКО. Эмпирическая часть исследования проходила при реализации федеральной программы «Обучение служением» на базе Южного федерального университета. В исследовании приняли участие студенты, которые в течение 2024/25 учебного года были включены в решение социальных задач от НКО. Полученные данные позволили подтвердить (обнаружена заинтересованность студентов в профессионализации социальной деятельности, устойчиво сформированный запрос на компетенции, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность в НКО, преобладающие у студентов формы активного участия и включенности в работу НКО через практико-ориентированную подготовку, выстроенную с опорой на подход «Обучение служением») наличие интереса студентов к данному сектору экономики и возможности выстраивать свою профессиональную карьеру в НКО. Анализ полученных результатов позволил на основании выявленного интереса студентов к социальной деятельности и запроса на компетенции, релевантные деятельности НКО, актуализировать необходимость осуществления в системе высшего образования профессиональной подготовки кадров для НКО на основе подхода «Обучение служением».
Об авторах
Лилия Васильевна Горюнова
Южный федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lvgoryunova@sfedu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1685-5404
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации
Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42Юлия Николаевна Плахотнюк
Южный федеральный университет
Email: pozdniakova@sfedu.ru
ORCID iD: 0009-0000-8297-2943
преподаватель кафедры социальных технологий
Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42Владимир Иванович Мареев
Южный федеральный университет
Email: mareev@sfedu.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологии и профессионально-педагогического образования
Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42Список литературы
- Astin A.W., Sax L.J. How Undergraduates Are Affected by Service Participation // Journal of College Student Development. 1998. Vol. 39. № 3. P. 251–263.
- Eyler J., Giles D.E.Jr. Where’s the Learning in Service-Learning? San Francisco: Jossey-Bass, 1999. 320 p.
- Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster, 2000. 541 p. doi: 10.1145/358916.361990.
- Bringle R.G., Hatcher J.A. Implementing Service Learning in Higher Education // The Journal of Higher Education. 1996. Vol. 67. № 2. P. 221–239. doi: 10.1080/00221546.1996.11780257.
- Jacoby B. Service-Learning Essentials: Questions, Answers, and Lessons Learned. San Francisco: Jossey-Bass, 2015. 336 p.
- Butin D.W. Service-Learning in Theory and Practice: The Future of Community Engagement in Higher Education. New York: Palgrave Macmillan, 2010. 188 p. doi: 10.1057/9780230106154.
- Ash S.L., Clayton P.H. The Articulated Learning: An Approach to Guided Reflection and Assessment // Innovative Higher Education. 2004. Vol. 29. № 2. P. 137–154. doi: 10.1023/B:IHIE.0000048795.84634.4a.
- Никольский В.С., Зленко А.Н. Обучение или служение в российском высшем образовании: особенности начального этапа реализации нового подхода // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 3. С. 421–435. doi: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.421-435.
- Шаркунова Е.В., Неволина В.В. Обучение служением как эффективная образовательная методика для комплексного развития личности студента // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2024. Т. 43. № 4. С. 476–485. doi: 10.52575/2712-7451-2024-43-4-476-485.
- Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9–28. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28.
- Панкратова Л.Э., Заглодина Т.А. Экосистемный подход в образовании будущих педагогов: реализация модуля «обучение служением» // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 3. С. 41–54. EDN: WXAEEW.
- Шмидт С.В., Фоминых А.В. Формирование гражданско-патриотической культуры через обучение служением в университете // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2024. № 4. C. 154–156. EDN: BTPBBU.
- Руднева И.А., Козырева О.А. Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов средствами обучения служением // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 1. C. 63–81. doi: 10.31992/0869-3617-2025-34-1-63-81.
- Певная М.В., Боронина Л.Н., Початкова Е.И. Гражданственность студенчества в рамках социально-ориентированного проектного обучения // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. C. 21–41. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-27-41.
- Асланов Я.А., Деточенко Л.С., Лепин А.П., Мартынова Е.В. Детерминанты успешности и риски реализации подхода «Обучение служением» в условиях проектно-ориентированного обучения // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. C. 63–83. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-63-83.
- Князева О.Н., Галка Н.А. «Обучение служением» как эффективный подход для развития индивидуального потенциала обучающегося в образовательной среде университета // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2024. № 4. С. 88–92. EDN: GSREPN.
- Лепин А.П., Мартынова Е.В., Плахотнюк Ю.Н. Педагогический подход «Обучение служением»: кейс Южного федерального университета // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2025. Т. 18. № 2. С. 269–283. EDN: CQBRDD.
- Захарова Т.И., Садыкова К.В., Стюрина Д.Е. Проблемы кадровой обеспеченности НКО // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2023. Т. 17. № 1. С. 49–55. doi: 10.14529/em230104.
Дополнительные файлы
