ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Несмотря на значительные достижения в различных направлениях педагогики, остается актуальной проблема формирования интереса учащихся к изучаемому материалу. Один из методических приемов, способствующих решению этой проблемы, связан с использованием художественной и научно-популярной литературы на уроках естественных дисциплин. Цель работы – выявление особенностей использования художественной литературы на уроках биологии. Определены и рассмотрены основные направления использования художественной литературы в предметной области естественных наук. Проведен опрос учителей-предметников с целью выявления количества разработанных и проведенных ими интегрированных уроков (биология – литература) и количества уроков биологии, проведенных с использованием художественной и научно-популярной литературы. В опросе приняли участие 232 учителя. Выявлено, что 96,6 % опрошенных педагогов не проводят интеграцию уроков биологии и литературы и 96,1 % учителей не используют на своих уроках дополнительную художественную и научно-популярную литературу, заменяя ее видеороликами из интернета. На примере уроков биологии и географии показаны разнообразные методические подходы к использованию литературных текстов и связанных с ними заданий. Установлено, что наибольшее количество методических рекомендаций по использованию художественных текстов с начала XX века было опубликовано для географов, методические разработки для биологов в основной своей массе стали появляться гораздо позже. По данным проведенного опроса, учителя биологии, использующие на своих уроках художественную литературу, отдают предпочтение классическим произведениям, написанным в XIX–XX веках. Художественные произведения современных авторов на уроках биологии практически не рассматриваются. Художественные тексты на уроках биологии учителя используют не только для воздействия на эмоциональную сферу учащихся с целью повышения их интереса к предмету, но и для проверки степени усвоения учебного материала. В настоящее время активность учителей в использовании художественной литературы на уроках биологии заметно снизилась, уступив место демонстрации видеосюжетов. Одна из причин редкого использования художественных текстов на уроках естественных дисциплин видится в недостаточно высоком уровне общей подготовки учителей и общем снижении качества образования.

Об авторах

А. Н. Тимофеев

Воронежский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: www72@bk.ru

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой экологического образования

Россия

Список литературы

  1. Савинова С.В., Леонтьева Т.П. Детская литература как средство формирования природоведческих знаний у младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № S32. С. 11-15.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
  3. Ибрагимова Т.В. Реализация межпредметных связей с использованием художественной литературы на уроках химии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 100-105.
  4. Мишакова В.Н., Полькина С.Н. Организация чтения художественных произведений на уроках биологии и литературы // Биология в школе. 2016. № 1. С. 56-61.
  5. Николаенко Т.Б. Использование художественной литературы на уроках географии и биологии // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2018. № 3. С. 34-36.
  6. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 3. С. 13-19.
  7. Елистратова И.В., Кривоногова М.В. Развитие способности к смысловому чтению в процессе обучения биологии // Наука и перспективы. 2016. № 2. С. 28-36.
  8. Колесникова Н.Л. Роль художественной литературы в повышении познавательного интереса умственно отсталых учеников на уроках биологии // Вопросы педагогики. 2019. № 3. С. 126-129.
  9. Корвижина Л.А., Колпашникова Н.Г. Приёмы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у обучающихся с овз на интегрированных уроках географии, биологии, русского языка и литературы // Методист. 2017. № 4. С. 38-39.
  10. Балахонова А.А. Актуальные педагогические технологии XXI века // Вестник Белгородского института развития образования. 2019. Т. 6. № 2. С. 64-69.
  11. Соломович М.А. Художественная и научно-популярная литература на уроках географии. М.: Учпедгиз, 1958. 128 с.
  12. Петри Э.Ю. Методы и принципы географии. М.: редакция журнала «Детское чтение» и «Педагогический листок», 1900. 316 с.
  13. Мамай И.И. Художественный рассказ в преподавании географии // Ученые записки Московского областного пединститута. 1947. Т. 9. С. 48-49.
  14. Юс О. Об образности в преподавании географии // География в школе. 1947. № 3. С. 48-50.
  15. Панфилова Т.С. Вопросы преподавания географии частей света в шестом классе. М.: АПН РСФСР, 1953. 90 с.
  16. Бибик А.Е. Методика преподавания географии частей света. М.: Учпедгиз, 1952. 220 с.
  17. Берг Л.С. Пушкин и география // География в школе. 1937. № 2. С. 4-9.
  18. Семенов-Тян-Шанский В.П. Район и страна. М.: Государственное издательство, 1928. 311 с.
  19. Ферсман А.Е. Лермонтов и географическая наука // География в школе. 1946. № 6. С. 27-29.
  20. Линд К.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии через использование различных видов чтения (на примере обучающихся 5-х классов) // Символ науки. 2016. № 2-1. С. 143-144.
  21. Комбарова Т.В. Формирование экологического сознания у подростков на уроках биологии в 6-9 классах // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 3. С. 31-36.
  22. Шигаева И.А., Томачкова А.П. Художественные произведения на уроках литературы и биологии как одна из возможностей воспитания нравственно-экологической культуры // Экология России: на пути к инновациям. 2013. № 8. С. 49-51.
  23. Саутиева Ф.Б. Использование комплексного подхода в процессе организации эстетического воспитания школьников средствами ингушского фольклора // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 2. С. 86-95.
  24. Софронов Р.П., Попов Н.С. Мировоззренческий аспект экологического воспитания школьников на мифологических образах природы якутов // В мире научных открытий. 2012. № 4-1. С. 143-158.
  25. Smelova V.G. Music, art, movement, and drama in biology // Journal of Russian and East European Psychology. 1997. Vol. 35. № 3. С. 79-80.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах