«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ» ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ РКИ: ПРОСМОТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «ИНТЕРСТЕЛЛАР»
- Авторы: Ульянова Е.П.1, Ульянов М.Н.2
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
- Челябинский государственный университет
- Выпуск: № 4 (2021)
- Страницы: 23-29
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/122
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-4-23-29
- ID: 122
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время в российских вузах растет количество иностранных студентов, поступающих на разные образовательные программы. Для их обучения наряду с традиционными формами работы активно применяются мультимедийные технологии. Такие занятия способствуют повышению мотивации студентов к получению знаний и успешному освоению основного материала курса. В статье представлен опыт проведения занятий по физике в аудитории иностранных студентов технического профиля кафедры РКИ («Русский язык как иностранный») подготовительного факультета Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета). Внимание авторов сосредоточено на наглядной демонстрации базовых положений общей теории относительности, для чего выбран фильм К. Нолана «Интерстеллар», награжденный кинопремией «Оскар». Авторы предлагают разные типы заданий и упражнений, которые обеспечивают подготовку обучающихся к просмотру научно-художественного фильма по изучаемой теме, а также контроль понимания и усвоения теоретической и практической информации. Приведены примеры реализации всех видов речевой деятельности во время работы над выбранной темой. Авторы демонстрируют, что такая форма занятия позволяет формировать не только коммуникативную компетенцию – умение отвечать на вопросы, излагать изученный материал, но и профессиональную – способность решать поставленные задачи, строить гипотезы, научно аргументировать свою точку зрения. Предложенная система организации занятия подтверждает важность и эффективность включения видеоматериала в процесс изучения физики. Необходимо подчеркнуть практическую направленность статьи, предлагающей практически готовое занятие, которое возможно адаптировать к уровню учащегося – слушателя подготовительного факультета, бакалавра или магистра. Кроме того, представленные типы заданий могут стать основой для создания подобного занятия по любой другой изучаемой теме.
Ключевые слова
Об авторах
Е. П. Ульянова
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: marzhenya@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный» Института лингвистики и международных коммуникаций
РоссияМ. Н. Ульянов
Челябинский государственный университет
Email: max-39@yandex.ru
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей и прикладной физики физического факультета
РоссияСписок литературы
- Ерофеева Г.В. К проблемам изучения физики в школе и вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 13. С. 43-47.
- Березняцкая М.А., Денисенко А.В., Калинина Ю.М. Работа с аутентичными аудиовизуальными материалами на уроках РКИ (на примере кинокомедии Т. Бекмамбетова «Ёлки») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 192. С. 168-177.
- Иванова И.С., Ильина С.А. Обучение аудированию на материале художественного фильма (на примере киноленты «Ирония судьбы, или С легким паром!») // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 77-82.
- Назаренко Е.Б., Халявина Д.В. Современные фильмы на уроках РКИ. «Питер FM» // Русский язык за рубежом. 2014. № 2. С. 41-47.
- Мельник Ю.А., Руссу К.Р. Лингводидактический потенциал современных художественных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному // Неофилология. 2021. Т. 7. № 25. С. 111-120. doi: 10.20310/2587-6953-2021-7-25-111-120.
- Стрельчук Е.Н. Ради чего стоит жить. Современный художественный фильм о Великой Отечественной войне и его презентация в иностранной аудитории // Русский язык за рубежом. 2011. № 1. С. 95-101.
- Чечик И.В. Художественный фильм о Великой Отечественной войне на занятиях по РКИ как эффективное средство формирования лингвокультурной компетенции иностранных студентов // Современное педагогическое образование. 2019. № 11. С. 221-225.
- Русский язык. Задания по аудированию и развитию речи для студентов-иностранцев старших курсов на материале художественного фильма Г. Чухрая «Баллада о солдате» / сост. И.В. Чечик. СПб.: СПбГАСУ, 2018. 55 с.
- Кабяк Н.В., Кудрявцева Е.Л. «Дом для Кузьки». Анимация в обучении русскому языку детей-билингвов 6-7 лет (развивающий урок) // Русский язык за рубежом. 2014. № 2. С. 4-21.
- Мельник Ю.А. Работа с видеоматериалами на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере русской сказки) // Филология и культура. 2017. № 4. С. 209-213.
- Ариас А.-М. Художественный фильм как средство формирования лингвосоциокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку в вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 8. С. 7-13.
- Чайбок-Тверефу И. Использование кинофильмов на практических занятиях РКИ // Русский язык за рубежом. 2010. № 4. С. 96-100.
- Поварницына Т.С. Алгоритм работы с учебным видеофильмом на занятиях иностранного языка в неязыковом вузе // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 1. С. 53-58.
- Kulik S.S., Cherkashina O.M., Yurchenko N.V., Klimova Yu.A. Some educational technologies used at the lessons of physics, mathematics, engineering graphics in teaching foreign students // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 21-28.
- Погибельская Н.Б., Погибельский А.П. Особенности организации учебной деятельности иностранных студентов при изучении физики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 1. С. 87-89.
- Дементьева Т.М. Видеофильм как средство обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению в сфере юриспруденции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 1. С. 140-145.
- Герцман Е.Е. Научно-популярные фильмы и документальные интернет-ресурсы в методике преподавания истории иностранным студентам // Актуальные вопросы международного образования: сборник научно-методических трудов. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017. С. 177-187.
- Scott D.T. Teaching high school physics through the use of films // Audiovisual communication review. 1960. Vol. 8. P. 220-221. doi: 10.1007/BF02713446.
- Efthimiou C.E., Llewellyn R.A. Avatars of Hollywood in Physical Science // The Physics Teacher. 2006. Vol. 44. № 1. P. 28-33. doi: 10.1119/1.2150756.
- Dennis C.M.Jr. Start using “Hollywood physics” in your classroom // The Physics Teacher. 2002. Vol. 40. № 7. P. 420-424. doi: 10.1119/1.1517886.