АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
- Авторы: Денисенко А.Ф.1, Гришин Р.Г.2, Гаспарова Л.Б.2, Горяинов Д.С.2
-
Учреждения:
- доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Технология машиностроения, станки и инструменты»
- Самарский государственный технический университет, Самара
- Выпуск: № 1 (2022)
- Страницы: 7-13
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/133
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-1-7-13
- ID: 133
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Предмет исследования – вопрос подготовки кадров, способных активно включаться в цифровую трансформацию за счет владения необходимыми цифровыми компетенциями. Цель исследования – сформулировать рекомендации по актуализации ОПОП ВО подготовки бакалавров на примере направления 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по профилю «Технология машиностроения». Планируемый результат актуализированной ОПОП ВО для обучающихся – овладение прикладными цифровыми технологиями в своей будущей профессиональной области, а также достижение формируемых предприятиями заданных профессиональных ориентиров. Алгоритм разработки и реализации проекта включает три этапа. Результатом первого этапа стала компетентностная модель выпускника, которая является основой ключевых изменений в направлении подготовки кадров для работы в цифровой среде. На втором этапе уделяется большое внимание наименованию и содержанию дисциплин. Приводятся примеры построения профиля цифровых компетенций. На третьем этапе разрабатывались учебные материалы для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий в цифровом формате, а также материалы, позволяющие оценить сформированные цифровые компетенции. В статье рассмотрены мероприятия, реализуемые на кафедре «Технология машиностроения, станки и инструменты» (ТМСИ), направленные на обновление содержания образования, методов и форм учебной работы с целью подготовки выпускников, востребованных в условиях цифровой экономики. Проведенные исследования, а также анализ технологий цифровизации образовательного контента и методов учебной работы выявили области для дальнейшего развития вопроса формирования цифровых компетенций – актуализация образовательных программ для других профилей направления 15.03.05 и направления магистратуры.
Об авторах
Александр Федорович Денисенко
доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Технология машиностроения, станки и инструменты»
Автор, ответственный за переписку.
Email: sammortor@yandex.ru
PhD (Engineering), Professor, professor of Chair “Technology of Mechanical Engineering, Machines, and Tools”
РоссияРоман Георгиевич Гришин
Самарский государственный технический университет, Самара
Email: grg-s1@mail.ru
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Технология машиностроения, станки и инструменты»
РоссияЛана Багратовна Гаспарова
Самарский государственный технический университет, Самара
Email: gasparova@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Технология машиностроения, станки и инструменты»
РоссияДмитрий Сергеевич Горяинов
Самарский государственный технический университет, Самара
Email: goryainovd@yandex.ru
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Технология машиностроения, станки и инструменты»
РоссияСписок литературы
- Логинов А.Ю., Розенбаум А.Е., Лимановская О.В., Вольман Д.В. Способ хранения информации о составе машиностроительного изделия // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2018. Т. 22. № 10. С. 38–45.
- Тимофеев П.Г., Ягопольский А.Г. Роль и значение PDM-систем при разработке технологического оборудования // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2016. № 10. С. 73–81.
- Алексанков А.М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт // Стратегические приоритеты. 2017. № 1. С. 53–69.
- Суздалева Н.Н. Тенденции и потенциал цифровой трансформации предприятий в Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 3. С. 1047–1062.
- Казьмина И.В., Щеголева Т.В., Родионова В.Н. Тенденции и закономерности цифровой трансформации предприятий // Организатор производства. 2021. Т. 29. № 4. С. 15–24.
- Кондратьев В.В., Галиханов М.Ф., Осипов П.Н., Шагеева Ф.Т., Кайбияйнен А.А. Инженерное образование: трансформации для индустрии 4.0 (обзор конференции) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 105–122.
- Левашкин Д.Г., Расторгуев Д.А., Логинов Н.Ю., Козлов А.А., Гуляев В.А. Разработка образовательных программ магистратуры в условиях цифровизации высшего образования // Инженерное образование. 2020. № 28. С. 73–84.
- Зайцева О.М., Спиридонов О.В. Цифровые компетенции в профессиональных стандартах машиностроительной отрасли // Социально-трудовые исследования. 2019. № 3. С. 112–120.
- Гунина И.А., Логунова И.В., Пестов В.Ю. Повышение эффективности использования человеческого капитала в условиях цифровой трансформации // Регион: системы, экономика, управление. 2019. № 1. С. 18–25.
- Крысенков Д. RFLP – современный подход к проектированию высокотехнологичных продуктов // CAD/CAM/CAE Observer. 2010. № 5. С. 29–32.
- Соболев А.А., Соловьев В.И. Управление жизненным циклом сложных систем в контексте системного инжиниринга // Инновации в жизнь. 2017. № 2. С. 137–174.
- Логинов Н.Ю., Левашкин Д.Г., Козлов А.А., Гуляев В.А. Образовательная модель проектно-ориентированной подготовки молодых специалистов инженерно-технических направлений в концепции Индустрия 4.0 // Инженерное образование. 2018. № 23. С. 77–82.
- Селеменева Е.М., Шамрин А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка инженерно технических специалистов – основа формирования кадрового потенциала региона // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 2. С. 279–283.
- Вдовин Р.А., Трафимова Г.А. Опыт использования специализированного программного обеспечения в образовательном процессе и науке // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15. № 4. С. 992–1002.
- Соломин В.П., Рабош В.А., Гогоберидзе А.Г. Новая модель практико-ориентированной подготовки педагогов с учетом требований профессионального и образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 145–151.
- Пономарев К.С., Шутиков М.А., Феофанов А.Н. Цифровой двойник как инструмент цифровой трансформации предприятия // Вестник МГТУ Станкин. 2019. № 4. С. 19–23.
- Miller A.M., Alvarez R., Hartman N. Towards an extended model-based definition for the digital twin // Computer-Aided Design and Applications. 2018. Vol. 15. № 6. P. 880–891. doi: 10.1080/16864360.2018.1462569.
- Furrer D.U., Dimiduk D.M., Cotton J.D., Ward C.H. Making the Case for a Model-Based Definition of Engineering Materials // Integrating Materials and Manufacturing Innovation. 2017. Vol. 6. № 3. P. 249–263. doi: 10.1007/s40192-017-0102-7.
- Савельев В.А., Рогова Т.Н. Цифровизация машиностроительного комплекса в России и зарубежных странах: обзор тенденций // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2020. № 4. С. 21–25.
- Амелин С.В. Организация производства в машиностроении в условиях цифровой трансформации // Организатор производства. 2020. Т. 28. № 1. С. 17–23.