МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ
- Авторы: Еремеев М.Е.1,2
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- АО «АВТОВАЗ», Тольятти
- Выпуск: № 1 (2022)
- Страницы: 14-21
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/134
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-1-14-21
- ID: 134
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Принятие решений на основании предварительно проведенной оценки рисков получило в настоящее время широкое распространение практически во всех сферах деятельности человека. В результате произошедших изменений законодательства в области охраны труда оценка профессиональных рисков стала обязанностью работодателя. Для организации этого процесса необходима дополнительная подготовка специалистов. Формирование системы подготовки таких специалистов является актуальной проблемой как для работодателей, так и для образовательных учреждений. На первоначальном этапе формирования модели профессиональной компетенции специалиста по оценке профессиональных рисков был проведен отбор трудовых функций, связанных с управлением профессиональными рисками, из профессионального стандарта специалиста по охране труда. Рассмотрена модель компетенций специалиста в области промышленной безопасности и здоровья, составленная специалистами британского Института промышленной безопасности и здоровья (IOSH). Для определения профессиональных компетенций, необходимых для проведения оценки профессиональных рисков, предложено проводить пробную оценку профессиональных рисков и, используя метод анализа и наблюдения за необходимыми для оценки рисков действиями, формировать модель профессиональных компетенций. Для получения более объективных результатов проводить такую оценку предлагается в составе группы из трех человек – специалиста по охране труда, менеджера подразделения и представителя работников. Критериями эффективности проведенной оценки профессиональных рисков приняты коэффициент частоты несчастных случаев на производстве Кч и коэффициент тяжести несчастных случаев на производстве Кт. Полученную модель профессиональных компетенций предполагается использовать в дальнейшем при подготовке специалистов в области техносферной безопасности.
Об авторах
Михаил Евгеньевич Еремеев
Тольяттинский государственный университет, Тольятти; АО «АВТОВАЗ», Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: meremeev@list.ru
аспирант, начальник отдела охраны труда
РоссияСписок литературы
- McClelland D.C. Testing for competence rather than for “intelligence” // The American Psychologist. 1973. Vol. 28. № 1. P. 1–14. doi: 10.1037/h0034092.
- Спенсер-мл. Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М.: HIPPO, 2005. 384 с.
- Хуторской А.В. Структура и содержание компетентностного учебника для вуза // Высшее образование сегодня. 2020. № 1. С. 8–13.
- Орлова О.Н., Махина Л.А., Спиридонова Н.С. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Мир университетской науки: культура, образование. 2021. № 3. С. 73–79.
- Коломеец Н.В. Компетенции технических работников: историческое развитие и современное состояние // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 99–109.
- Бакико Е.В., Фадеева В.В., Сердюк В.С. Организационно-экономический аспект формирования профессиональной компетентности специалиста по охране труда // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2020. Т. 5. № 2. С. 160–168. doi: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-160-168.
- Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: ГИППО, 2008. 228 с.
- Шармин Д.В., Шармин В.Г. Компетентностный подход в высшем образовании россии: двадцать лет спустя // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3. С. 64–72.
- Серов В.М. Компетентностный подход в профессиональном образовании, или в противоречии с наукой о труде // Вестник университета. 2019. № 10. С. 42–47.
- Горб В.Г. Компетентностный подход в высшем образовании: проблемы и решения // Вопросы управления. 2018. № 6. С. 216–223.
- Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9–16.
- Ковалева-Кривоносова Т.Л. Модель формирования компетенции здоровьесбережения выпускника-управленца в процессе обучения в вузе // Безопасность жизнедеятельности. 2021. № 1. С. 54–56.
- Коломеец Н.В. Компетентностный подход в обучении и развитии персонала // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2017. № 4. С. 79–85. doi: 10.25513/1812-3988.2017.4.79-85.
- Boyatzis R.E. Competencies in the 21st century // Journal of Management Development. 2008. Vol. 27. № 1. P. 5–12. doi: 10.1108/02621710810840730.
- Ворошилов Я.С. Многоуровневая модель компетентности работников в сфере безопасности труда // Горная промышленность. 2020. № 2. С. 125–129. doi: 10.30686/1609-9192-2020-2-125-129.
- Егоров А.Ф., Савицкая Т.В., Запасная Л.А., Виноградов А.П. Информационно-образовательные ресурсы по проблемам безопасности опасных производственных объектов // Безопасность в техносфере. 2013. Т. 2. № 1. С. 73–80.
- Ворошилов А.С., Данилюк С.П., Новиков Н.Н., Тодрадзе К.Н. Компетентность специалистов в сфере охраны труда по результатам оценки их знаний // Безопасность и охрана труда. 2018. № 2. С. 35–39.
- Бакико Е.В., Сердюк В.С., Яковлева Е.В. Оценка состояния профессиональной компетентности специалистов в области охраны труда и ее влияние на социально-трудовые отношения // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2020. Т. 18. № 3. С. 42–58.
- Кулешов В.В., Ковальковская Н.О., Бакико Е.В., Сердюк В.С. Количественная оценка влияния человеческого фактора на уровень профессионального риска // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности. 2021. № 2. С. 47–54.
- Мешков Н.А., Рахманин Ю.А. Методологические аспекты гигиенической оценки адаптивной реакции организма на влияние факторов профессиональной деятельности в системе оценки риска // Гигиена и Санитария. 2021. Т. 100. № 4. С. 387–395.