ПРАРОДИТЕЛИ КАК СУБЪЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрен потенциал прародителей в контексте семейного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Представлены причины, повышающие как концептуальную, так и практическую значимость института прародительства: современная социально-демографическая ситуация – рост продолжительности жизни и увеличение ее активного периода; участие бабушек и дедушек в финансовом, хозяйственно-бытовом обеспечении семьи и др. Приводятся результаты опытно-экспериментального исследования прародительских ресурсов в реабилитации дошкольников с моторной алалией. В процессе исследования был выяснен ряд вопросов, каждый из которых составил отдельное направление исследования. Выделены показатели сопоставимости выборки прародителей: численность разных видов семей, возраст и гендерная принадлежность прародителей, социокультурные различия. Подтверждена важность роли прародителей в семейном воспитании дошкольников с алалией. Представлена технология изучения реабилитационного потенциала прародителей, которая определена тремя основными линиями: изучение отношения прародителей к наличию тяжелого нарушения речи у ребенка, изучение их собственных вербально-коммуникативных возможностей, изучение их готовности к совместной со специалистами работе по преодолению алалии у ребенка. Первая линия исследования включает в себя две диагностические ступени: анкетирование – выявление уровня прародительской рефлексии (количественная оценка) и клиническая беседа – изучение отношения прародителей к наличию у ребенка тяжелого нарушения речи (качественная оценка). Анализ второй диагностической ступени позволил типологизировать мнения прародителей и разделить их на несколько групп. Для проведения второй линии исследования разработана специальная методика с опорой на методологические основания теории речевой коммуникации. Важно было выявить наличие/отсутствие у прародителей различных речевых затруднений. Для выявления готовности прародителей к совместной со специалистами деятельности по преодолению моторной алалии на третьей линии исследования была разработана анкета.

Об авторах

Лада Юрьевна Александрова

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород

Email: l_y_aleksandrova@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии

Россия

Светлана Витальевна Ваторопина

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород

Автор, ответственный за переписку.
Email: svevator@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Россия

Список литературы

  1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. СПб.: КАРО, 2006. 304 с.
  2. Фирсова И.Б. Методика исследования родительской рефлексии по вопросу развития речи как ресурса в решении речевых проблем ребенка // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 1-2. С. 107–110.
  3. Roberts M.Y., Kaiser A.P. The Effectiveness of Parent-Implemented Language Intervention: A Meta-Analysis // American Journal of Speech-Language Pathology. 2011. Vol. 20. № 3. P. 180–199.
  4. Попова И.В. Коррекционно-развивающая среда в семье ребенка с тяжелыми нарушениями речи и ее структурные компоненты // Проблемы психологии. 2017. № 2. С. 52–56.
  5. Шубат О.М., Багирова А.П. Продолжительность прародительства в России: статистические оценки и возможности управления в рамках национального проекта «Демография» // Вопросы управления. 2020. № 6. С. 142–155. doi: 10.22394/2304-3369-2020-6-142-155.
  6. Салихова Э.А., Нилова К.В. Особенности вербального общения через поколение: бабушки-дедушки vs внуки-внучки // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1. С. 181–186.
  7. Семёнова В.В. Бабушки: семейные и социальные функции прародительского поколения // Судьбы людей: Россия, XX век: биография семей как объект социологического исследования. М.: Институт социологии РАН, 1996. С. 326–354.
  8. Сорокин Г.Г. Бабушки современной России // Женщина в российском обществе. 2014. № 1. С. 78–80.
  9. Margolis R., Verdery A.M. A Cohort Perspective on the Demography of Grandparent-hood: Past, Present, and Future Changes in Race and Sex Disparities in the United States // Demography. 2019. Vol. 56. № 4. P. 1495–1518. doi: 10.1007/s13524-019-00795-1.
  10. Кузьмишина Т.Л. Особенности эмоционального взаимодействия дошкольника с прародителями в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 4. С. 249–253.
  11. Akhtar P., Malik J.A., Begeer S. The grandparents’ influence: parenting styles and social competence among children of joint families // Journal of Child & Family Studies. 2017. Vol. 26. № 2. P. 603–611. doi: 10.1007/s10826-016-0576-5.
  12. Baxter J., Warren D. Grandparents in their young grandchildren’s lives // The Longitudinal Study of Australian Children annual statistical report 2015. Melbourne: Australian Institute of Family Studies, 2016. P. 13–40.
  13. Янак А.Л. Прародительский потенциал в современной российской семье: постановка проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 2. С. 101–108.
  14. Булыгина М.В., Комарова С.В. Прародители и внуки (обзор зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 97–105.
  15. Янак А.Л. «Нереализованные» бабушки и дедушки: прародительская ресурсность vs прародительская депривация // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1. С. 54–69.
  16. Kazimi A., Sadruddin M.M., Khowaja M. Contribution of Grandparents in Meeting Educational Challenges of Exceptional Child-Highlighting Ordeals and Confrontations in Local Context to Understanding Global Circumstances // International Research Journal of Arts and Humanities. 2016. Vol. 44. № 44. P. 51–58.
  17. Del Boca D., Piazzalunga D., Pronzato C. The role of grandparenting in early childcare and child outcomes // Review of Economics of the Househol. 2018. Vol. 16. № 2. P. 477–512. doi: 10.1007/s11150-017-9379-8.
  18. Русанова Л.С. Внутрисемейное общение как фактор речевого развития ребенка // Актуальные вопросы организации обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ярославль: ГОАУ ИРО, 2016. С. 56–61.
  19. Duflos M., Giraudeau C., Ferrand C. What is emotional closeness between grandparents and their adolescent grandchildren? A systematic review // Journal of Family Studies. 2020. № 4. P. 1–23. doi: 10.13140/RG.2.2.31900.82562.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах