СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ ВЕРУЮЩИХ С НОРМАТИВНОЙ И ДИФФУЗНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ
- Авторы: Буланова И.С.1, Чернов А.Ю.1
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный университет, Волгоград
- Выпуск: № 4 (2018)
- Страницы: 46-51
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/145
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-46-51
- ID: 145
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе религиозные нормы понимаются как личностные репрезентации обыденного религиозного сознания правильного поведения и суждений, основанные на контринтуитивности. Акцент сделан на социально-психологическом аспекте норм, который проявляется в их функции регуляции социального, группового и индивидуального поведения в повседневной жизни, в широком контексте социальных ситуаций. Представлено качественное психологическое исследование содержания и функций религиозных норм верующих с нормативной и диффузной религиозностью. Основным методом сбора данных послужили полуструктурированные групповые интервью. В выборку респондентов вошли православные воцерковленные верующие, составляющие церковный приход (верующие с нормативной религиозностью) и верующие, относящие себя к православной конфессии, но не воцерковленные (диффузные верующие). В результате проведенного качественного исследования выявлено содержание и функции трех видов религиозных норм обыденного религиозного сознания: норма ответственности, норма социального взаимодействия и нормы межличностного взаимодействия. Представлены некоторые существенные различия в репрезентациях религиозных норм у верующих с нормативной и диффузной религиозностью. В целом установлено, что религиозные нормы верующих с диффузной религиозностью являются социокультурным инструментом построения и поддержания позитивной Я-концепции. Для православных воцерковленных верующих религиозные нормы имеют мировоззренческую, смысловую функции, они также несут функцию самопрезентации и обеспечивают групповой идентичностью, позволяющей различать «своих и чужих» в системе межконфессионального взаимодействия. И в том и в другом случае психологической задачей является установление истиной мотивации поведения, степени индоктринации религиозной нормы, а также ее взаимосвязи с компонентами Я-концепции.
Об авторах
Ирина Сергеевна Буланова
Волгоградский государственный университет, Волгоград
Автор, ответственный за переписку.
Email: bulanova@volsu.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
РоссияАлександр Юрьевич Чернов
Волгоградский государственный университет, Волгоград
Email: chernov@volsu.ru
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
РоссияСписок литературы
- Suls J. Psychological Perspectives on the Self. Vol. 4. New York: State University of New York, 1993. 252 p.
- Антонов К.М. Нужно ли нам «бороться с сектами»? Размышления о работе Церкви в области нетрадиционной религиозности // Сектоведение. 2017. Т. 6. С. 18–44.
- Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1. Минск: Минская духовная академия, 2015. 560 с.
- Ореханов Ю.Л. “Patchwork-Religiosität” – «Лоскутная религиозность»: особенности изучения явления в современном немецком контексте // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. № 6. С. 94–112.
- Batson C., Schoenrade P., Ventis W. Religion and the individual. A social-psychological perspective. New York: Oxford University Press, 1993. 427 p.
- Войновская О.А. Проблема дифференциации нормальной и патологической религиозности // Таврический журнал психиатрии. 2010. Т. 15. № 3. С. 78−84.
- Исследование содержания и особенностей усвоения социально-нравственной нормативности в условиях православной и мусульманской культур // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. № 3. С. 255–259.
- Настоящев Е.О. К проблеме определения понятия социальной религиозной нормы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 4. С. 517–524.
- Пруцкова Е.В. Связь религиозности и ценностно-нормативных показателей: фактор религиозной социализации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1. Богословие. Философия. 2015. № 3. С. 62–80.
- Dubois N.A. Sociocognitive approach to social norms. New York: Routledge, 2002. 211 p.
- Буайе П. Объясняя религию: природа религиозного мышления. М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. 496 с.
- Pyysiäinen I. How religion works: toward a new cognitive science of religion. Boston: Brill, 2001. 284 p.
- Буланова И.С. Эмпирическое исследование религиозных норм обыденного религиозного сознания // Религиоведческие исследования. 2017. № 2. C. 121–131.
- Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.
- Чернов А.Ю. Качественный подход в психологическом исследовании. Волгоград: ВолГУ, 2008. 339 с.
- Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 304 с.
- Chipriani R. “Diff used Religion” and New Values in Italy // The Changing Face of Religion. London: New Delhi, 1988. P. 28–38.
- Матецкая А.В. Диффузная религиозность в современном обществе // Свеча – 2013. Т. 25. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Международная конференция «Религия и религиозность в локальном и глобальном измерении». Владимир: ВлаГУ, 2013. С. 6–14.
- Ореханов Г., прот., Колкунова К.А. «Духовность»: дискурс и реальность. М.: ПСТГУ, 2017. 152 с.
- Чернов А.Ю., Буланова И.С. Феноменологический анализ религиозной нормы ответственности у людей с нормативной и диффузной религиозностью // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 4. С. 86–90.