КОМПОНЕНТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ
- Авторы: Грибанова Д.Я.1, Минина А.А.1
-
Учреждения:
- Псковский государственный университет, Псков
- Выпуск: № 4 (2018)
- Страницы: 52-58
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/146
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-52-58
- ID: 146
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается структура родительской компетентности. Анализ представлений о родительской компетентности в отечественных источниках позволил выделить основные ее составляющие: эмоциональное принятие и уважение индивидуальности ребенка; непротиворечивость предъявляемых требований; способность родителя к размышлению над ситуацией и к вовлечению ребенка в этот процесс; организация совместной деятельности; умение создать обстановку доверия и психологической безопасности. Анализ зарубежных источников показал, что родительская компетентность чаще рассматривается с позиции биоэкологического подхода и понимается как стиль воспитания детей, способствующий наилучшему развитию личности с целью занять в будущем свою экологическую нишу.
Представлены результаты эмпирического исследования родительской компетентности в отношении детей раннего и дошкольного возрастов, проведенного в дошкольных учреждениях г. Пскова и Псковской области. В исследовании были использованы как известные опросники родительского отношения, так и специально разработанная анкета и метод незаконченных предложений. Описаны выделенные в ходе факторного анализа компоненты компетентности родителей. Показано, что имеется специфика в структуре родительской компетентности в зависимости от возраста детей. Важное место в структуре компетентности родителей детей раннего возраста занимают внешние социальные (состав семьи, число детей, возраст, образование, статус родителей и др.), социально-экономические и социально-психологические факторы (нехватка денег, жилплощади, влияние улицы, Интернета, школы, нарушенные супружеские и родительские роли).
Родительская компетентность в отношении детей дошкольного возраста отличается большей сформированностью психологических составляющих. Компетентность родителей предполагает умение разрешать собственные конфликты и умение научить этому своего ребенка. Авторитарность представлена в качестве компонента родительской компетентности в отношении детей раннего возраста, авторитетность – в отношении дошкольников.
Ключевые слова
Об авторах
Диана Ярославовна Грибанова
Псковский государственный университет, Псков
Автор, ответственный за переписку.
Email: dianab81@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии
РоссияАнна Анатольевна Минина
Псковский государственный университет, Псков
Email: kafpsyro@pskgu.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии
РоссияСписок литературы
- Селина В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. № 45. С. 68–70.
- Мизина Н.Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 7. С. 8–10.
- Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 2. С. 93–98.
- Belsky J. The determinants of parenting: A process model // Child Development. 1984. Vol. 55. № 1. P. 83–96.
- Bermaoui J., Ostner I., Stolberg C. German debates on “parental competence” and “grade A parenting” in historical perspective. Vyp. 12/4. Goettingen: PolChi Working Paper, 2016. 24 p.
- Baumrind D. Socialization and instrumental competence in young children // Young Children. 1970. № 26. P. 104–119.
- Teti D.M., Candelaria M.A. Parenting Competence: Handbook of Parenting. Volume 4: Social Conditions and Applied Parenting. 2nd ed. London: Bornstein Publishers, 2002. 409 р.
- Ainsworth M.D.S., Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale: Erlbaum, 1978. 167 p.
- Glăveanu S.M. Validating a training program for parental competence // Problems of psychology in the 21st century. 2012. Vol. 2. Р. 14–20.
- Grk M., Čokorilo R. Pedagogical competence and pedagogical education of parents // Practice and Theory in Systems of Education. 2012. Vol. 7. № 3. P. 319–332.
- Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge: Harvard University Press, 1979. 330 p.
- Belsky J., Jaffee S.R. The multiple determinants of parenting // Developmental psychopathology. 2nd ed. New York: John Wiley & Sons, 2006. P. 38–85.
- Грибанова Д.Я. Родительское отношение как компонент родительской компетентности // Новая парадигма социально-гуманитарного знания: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Ч. IV. Белгород: АПНИ, 2018. С. 19–22.
- Иванова С.П. Воспитательный потенциал современных семей псковских первоклассников // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 6. С. 108–116.
- Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94–108.
- Варга А.Я., Столин В.В. Тест родительского отношения // Психологические тесты. М.: ВЛАДОС, 2001. Т. 2. С. 144–152.
- Шведовская А.А. Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте // Психологическая диагностика. 2005. № 4. С. 96–128.
- Минина А.А. Проблема родительской компетентности в отечественной психолого-педагогической литературе // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 6. С. 67–77.
- Камзина О.А. Взаимосвязь родительской тревожности и родительской компетентности, обусловленной социальными ожиданиями // Социальные явления. 2016. № 4. С. 55–60.
- Елизаров А.Н. Принцип взаимного дополнения элементов как основа детско-родительских отношений // Педагогика и психология образования. 2010. № 2. С. 31–41.
- Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 3. С. 1–11.
- Овчарова Р.В. Основные составляющие понятия «родительство» // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2011. № 4. С. 82–88.
- Метлякова Л.А. Понятие о сущности и структуре воспитательного потенциала современной семьи: педагогический аспект проблемы // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 4-3. С. 11–16.
- Андронникова О.О., Евдокимова М.А. Методические основы организации и проведения программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 77–84.
- Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: педагогика и психология: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. М.: МЦНО, 2017. С. 43–47.