ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
- Авторы: Демченкова Н.А.1, Емельянова С.Г.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 3 (2018)
- Страницы: 7-13
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/153
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-3-7-13
- ID: 153
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена широкими возможностями проблемного обучения при подготовке специалиста, обладающего компетентностями, сформулированными ФГОС. Проблемное обучение на лекционных и практических занятиях по высшей математике является средством повышения эффективности обучения, развития личности студента. Цель исследования заключается в разработке методических материалов проведения лекционных и практических занятий с использованием проблемного обучения при изучении высшей математики студентами вуза.
В статье выделены основные блоки реализации проблемного обучения на занятиях со студентами. Первый блок связан с созданием проблемной ситуации на лекционном или практическом занятии. Сюда включаются элементы проблемного обучения, непосредственно связанные с проблемной ситуацией. Второй блок связан с проведением проблемной лекции или проблемного практического занятия по высшей математике. В этот блок включаются элементы проблемного обучения, непосредственно связанные с организацией и проведением учебного занятия.
В работе приведены фрагменты лекционных занятий, организованных с применением проблемного обучения по темам: «Первообразная» (создание проблемной ситуации посредством практической задачи), «Умножение матриц» (создание проблемной ситуации на основе обобщения имеющихся частных знаний), «Определители» (создание проблемной ситуации с помощью выявления и анализа различных точек зрения по одному и тому же вопросу), «Системы линейных алгебраических уравнений» (создание проблемной ситуации через поиск новых путей практического применения данного факта), «Несобственный интеграл второго рода» (использование в качестве проблемных тех ситуаций, которые возникают при выполнении студентами вспомогательных учебных задач).
Об авторах
Наталья Анатольевна Демченкова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: ndemchenkova@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Высшая математика и математическое образование»
РоссияСофия Геннадьевна Емельянова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Email: esg1979@mail.ru
старший преподаватель кафедры «Высшая математика и математическое образование»
РоссияСписок литературы
- РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 15.03.01 Машиностроение (квалификация (степень) «Бакалавр»): от 03.12.2015 № 957.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.208 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. 96 с.
- Крупич В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. М.: Прометей, 1995. 210 с.
- Андрюшечкин С.М. Технология проблемного обучения в средней школе: на материале курса физики 7–8 классов. Петропавловск: Информ-Вест, 2008. 79 с.
- Кочнев В.П., Новоселов С.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 139–146.
- Никитина Е.Ю. Педагогические условия реализации проблемного подхода в обучении физике в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 14. № 37. С. 289–294.
- Поздняков О.Г. Реализация проблемного обучения в образовательном процессе высших учебных заведений // Мир образования – образование в мире. 2014. № 2. С. 270–273.
- Спицнадель В.Н. Проблемная ситуация в высшем образовании // Ученые записки Международного банковского института. 2014. № 8-2. С. 209–216.
- Черненкова И.И. Проблемная лекция как способ реализации компетентностного подхода в процессе психолого-педагогической подготовки бакалавра аграрного ВУЗа // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 6. С. 16–17.
- Морозова В.Н. Проблемные вопросы научно-исследовательской деятельности преподавателя колледжа // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 1. С. 33–37.
- Жигалова И.А., Мартынова И.И. Актуальность формирования профессиональных компетенций студентов, будущих специалистов муниципального управления, средствами проблемного обучения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 70–78.
- Savery J.R. Overview of Problem-based Learning: Definitions and Distinctions // The interdisciplinary journal of problem-based learning. 2006. Vol. 1. № 1. P. 9–20.
- Problem-Based Learning // Speaking of teaching. 2001. Vol. 11. № 1. P. 1–8.
- El-Shaer A., Gaber H. Impact of Problem-Based Learning on Students’ Critical Thinking Dispositions, Knowledge Acquisition and Retention // Journal of Education and Practice. 2014. Vol. 5. № 14. P. 74–86.
- Демченкова Н.А. Подготовка будущего учителя к проблемному обучению математики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1. С.66–69.
- Харламова Т.И. Противоречия современных образовательных технологий и проблемное обучение // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2012. Т. 3. № 2. С. 309–316.
- Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. Волгоград: Перемена, 2006. 318 с.
- Емельянова С.Г. Технология проблемного обучения высшей математике бакалавров университета // Математика: фундаментальные и прикладные исследования и вопросы образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2016. С. 381–386.