ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема гармоничности личности студентов. Теоретически обосновано содержание понятия гармоничности личности в русле интегрального подхода, эмпирически определены психологические особенности гармоничности личности студентов. Гармоничная личность представляет собой личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, оптимальной согласованностью с окружающим миром и оптимально протекающей жизнедеятельностью. Путем эмпирического исследования определено, что гармоничность личности студентов вуза находится на низком и среднем уровнях выраженности, что обусловлено возрастными особенностями и становлением процессов самоактуализации и самореализации личности. Среди преобладающих показателей гармоничности у студентов выявлены компоненты «самостоятельность», «самогармонизация личности» и «конструктивность общения», тогда как низкий уровень выраженности зафиксирован по шкалам «жизненное самоопределение», «жизненная самореализация» и «позитивность самооценки».

В исследовании гармоничности личности студентов учитывались как объективные показатели интегральной гармоничности, так и субъективное самоощущение гармоничности, психологическое благополучие личности студентов. Определены взаимосвязи между этими разносторонними показателями общей гармоничности студентов и сделаны следующие выводы. Гармоничность студентов обуславливается высоким уровнем самостоятельности и наличием жизненных целей, выстраиванием процессов целеполагания. С одной стороны, снижение локуса направленности на межличностные отношения с людьми, а с другой стороны, уменьшение эгоцентризма и обособленности повышают уровень выраженности гармоничности студентов. Высокие показатели самоудовлетворения препятствуют развитию гармоничности студентов выборки.

При недостаточно сформированном уровне развития гармоничности личности у студентов отмечается положительная динамика в изменениях ее показателей от первого к четвертому курсу по следующим компонентам: «позитивность самооценки», «самогармонизация личности», «жизненное самоопределение», «самостоятельность», тогда как по показателю «жизненная самореализация» зафиксированы отсутствие изменений в развитии и самая многочисленная группа студентов с низким уровнем проявления этой характеристики. Полученные результаты определяют проблему, заключающуюся в определении причин такой стагнации, а также условий и подходов психологического сопровождения развития интегративной гармоничности и ее отдельных компонентов у студентов в период обучения в высшем учебном заведении.

Об авторах

Ирина Владимировна Костакова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: i.kostakova@tltsu.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Россия

Луиза Ильдаровна Яфясова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Email: luiza.yafyasova.1994@mail.ru

магистрант кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Россия

Список литературы

  1. Аристотель. О душе // Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 371–448.
  2. Гегель Г. Эстетика. Т. 1. М.: Искусство, 1968. 330 с.
  3. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981. 416 с.
  4. Шефтсбери Э. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1974. 536 с.
  5. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. М.: ЧеРо, 1997. 416 с.
  6. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. New York: Litton Education Publishing, 1968. 240 p.
  7. Frankl V. The Doctor and the Soul. New York: Knopf, 1955. 280 p.
  8. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL-book, 1994. 314 с.
  9. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт практической психологии, 1998. 480 c.
  10. Гроф С. Духовный кризис. М.: МТМ, 1995. 256 c.
  11. Додонов Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 169–181.
  12. Божович Л.И. Избранные психологические труды. 2-е изд. М.: Институт практической психологии, 1997. 352 с.
  13. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М.: Политическая литература, 1990. 224 c.
  14. Мотков О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности. М.: Педагогика, 2003. 248 c.
  15. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 136 с.
  16. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
  17. Freud S. Psychopathology of Everyday Life. Munich: List-Ferlag, 1901. 100 p.
  18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
  19. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Vol. 63. P. 265–274.
  20. Мотков О.И. Тест интегральной гармоничности личности. М.: Маска, 2015. 100 с.
  21. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 4. P. 12–27.
  22. Палык Н.В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2015. № 1. С. 88–95.
  23. Щукина М.А. Проблема саморазвития личности в парадигме культурно-исторической психологии // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 4. С. 81–92.
  24. Щукина М.А. Cтадия лиминальности в саморазвитии личности // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Т. 27. № 1. С. 45–51.
  25. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 24–37.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах