ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
- Авторы: Виноградова Г.А.1, Овникян М.В.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 1 (2018)
- Страницы: 31-37
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/181
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-31-37
- ID: 181
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема исследования актуальна тем, что в профессиональной идентичности отражается целостное представление человека о своей принадлежности к профессиональной группе или общности. Отметим, что данное представление, в частности, сопровождается конкретными ценностями, мотивацией и, самое главное, принятием или непринятием своей профессии. Профессиональная идентичность трактуется как профессиональное развитие, образующееся на высоком уровне овладения профессией и являющееся одним из фундаментальных механизмов развития личности. Таким образом, изучение профессиональной идентичности у студентов-психологов и выпускников-психологов позволит решить профессиональные проблемы, связанные с осуществлением практической деятельности.
В статье рассматриваются различия в содержании профессиональной идентичности между группами студентов-психологов и выпускников-психологов. Проанализирована профессиональная идентичность и оценка результативности жизни или удовлетворенность самореализацией, а также позиция отношения испытуемых к приобретаемой или уже приобретенной профессии, согласно предположению о значимых различиях в содержании профессиональной идентичности между группами студентов-психологов и выпускников-психологов. Исследованы особенности и характеристика профессиональной идентичности у испытуемых, а также реальный и идеальный профессиональный «Я-образ».
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что существуют значимые различия в содержании профессиональной идентичности между группами студентов-психологов и выпускников-психологов. Исследование позволило установить позицию отношения испытуемых к приобретенной профессии, а также особенности профессиональной идентичности на разных этапах профессионального становления личности. Доказано, что у выпускников-психологов преобладает позиция активного отношения к приобретенной профессии.
Об авторах
Галина Александровна Виноградова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: Vinograd.psy@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Теоретическая и прикладная психология»
РоссияМелина Вагановна Овникян
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Email: saramelin@yandex.ru
магистрант кафедры «Теоретическая и прикладная психология»
РоссияСписок литературы
- Виноградов А.Н. Особенности личностной идентичности студентов-дизайнеров на разных этапах обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. 2015. № 2. С. 26–33.
- Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 51–59.
- Бандура А. Социально-познавательная теория идентифицирующих процессов // Справочник по теории и исследованию социализации / Д.А. Гослин. Чикаго: Rand McNally, 2005. С. 203–212.
- Романова Е.В., Власова Э.И. Критерии выбора профессии и учебного заведения абитуриентами и студентами строительного ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7. С. 61–64.
- Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург: Деловая книга, 2012. 248 с.
- Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. 2-е изд., испр. и доп. М.: Пед. о-во России, 2001. 120 с.
- Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и её структурные особенности. М.: Институт Психоанализа, 2001. 124 с.
- Арон И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2013. № 3. С. 20–27.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2013. 350 с.
- Овникян М.В. Профессиональная идентичность как психологическая проблема // Организация в социально-экономических условиях: психологическая теория и практика: сборник материалов Региональной научно-практической конференции с международным участием. Тольятти: ТГУ, 2016. С. 139–144.
- Лигачева Т.А. Формирование профессиональной идентичности студентов-психологов: к обоснованию проблемы исследования // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 716–720.
- Поварёнков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества: сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПУ, 2014. С. 154–163.
- Шнейдер Л.В. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 256 с.
- Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: Владос-пресс, 2013. 384 с.
- Долматова С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта. М.: Норма, 2014. 385 с.
- Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Воронеж: МОДЭК, 2008. 256 с.
- Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. Ярославль: ДИА-Пресс, 2001. С. 104–128.
- Виноградов А.Н., Виноградова Г.А. Развитие сознания как фактор формирования личностной идентичности студентов // Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты: сборник Международной научной конференции. Самара: ПГСГА, 2015. С. 298–300.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2001. 672 с.
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 2014. 661 с.