ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема исследования актуальна тем, что в профессиональной идентичности отражается целостное представление человека о своей принадлежности к профессиональной группе или общности. Отметим, что данное представление, в частности, сопровождается конкретными ценностями, мотивацией и, самое главное, принятием или непринятием своей профессии. Профессиональная идентичность трактуется как профессиональное развитие, образующееся на высоком уровне овладения профессией и являющееся одним из фундаментальных механизмов развития личности. Таким образом, изучение профессиональной идентичности у студентов-психологов и выпускников-психологов позволит решить профессиональные проблемы, связанные с осуществлением практической деятельности.

В статье рассматриваются различия в содержании профессиональной идентичности между группами студентов-психологов и выпускников-психологов. Проанализирована профессиональная идентичность и оценка результативности жизни или удовлетворенность самореализацией, а также позиция отношения испытуемых к приобретаемой или уже приобретенной профессии, согласно предположению о значимых различиях в содержании профессиональной идентичности между группами студентов-психологов и выпускников-психологов. Исследованы особенности и характеристика профессиональной идентичности у испытуемых, а также реальный и идеальный профессиональный «Я-образ».

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что существуют значимые различия в содержании профессиональной идентичности между группами студентов-психологов и выпускников-психологов. Исследование позволило установить позицию отношения испытуемых к приобретенной профессии, а также особенности профессиональной идентичности на разных этапах профессионального становления личности. Доказано, что у выпускников-психологов преобладает позиция активного отношения к приобретенной профессии.

Об авторах

Галина Александровна Виноградова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: Vinograd.psy@yandex.ru

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Теоретическая и прикладная психология»

Россия

Мелина Вагановна Овникян

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Email: saramelin@yandex.ru

магистрант кафедры «Теоретическая и прикладная психология»

Россия

Список литературы

  1. Виноградов А.Н. Особенности личностной идентичности студентов-дизайнеров на разных этапах обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. 2015. № 2. С. 26–33.
  2. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 51–59.
  3. Бандура А. Социально-познавательная теория идентифицирующих процессов // Справочник по теории и исследованию социализации / Д.А. Гослин. Чикаго: Rand McNally, 2005. С. 203–212.
  4. Романова Е.В., Власова Э.И. Критерии выбора профессии и учебного заведения абитуриентами и студентами строительного ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7. С. 61–64.
  5. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург: Деловая книга, 2012. 248 с.
  6. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. 2-е изд., испр. и доп. М.: Пед. о-во России, 2001. 120 с.
  7. Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и её структурные особенности. М.: Институт Психоанализа, 2001. 124 с.
  8. Арон И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2013. № 3. С. 20–27.
  9. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2013. 350 с.
  10. Овникян М.В. Профессиональная идентичность как психологическая проблема // Организация в социально-экономических условиях: психологическая теория и практика: сборник материалов Региональной научно-практической конференции с международным участием. Тольятти: ТГУ, 2016. С. 139–144.
  11. Лигачева Т.А. Формирование профессиональной идентичности студентов-психологов: к обоснованию проблемы исследования // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 716–720.
  12. Поварёнков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества: сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПУ, 2014. С. 154–163.
  13. Шнейдер Л.В. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 256 с.
  14. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: Владос-пресс, 2013. 384 с.
  15. Долматова С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта. М.: Норма, 2014. 385 с.
  16. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Воронеж: МОДЭК, 2008. 256 с.
  17. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. Ярославль: ДИА-Пресс, 2001. С. 104–128.
  18. Виноградов А.Н., Виноградова Г.А. Развитие сознания как фактор формирования личностной идентичности студентов // Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты: сборник Международной научной конференции. Самара: ПГСГА, 2015. С. 298–300.
  19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2001. 672 с.
  20. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 2014. 661 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах