Аннотация
Психологические феномены адаптации и самореализации являются достаточно популярными объектами психологических исследований. Они признаются врожденными и неотъемлемыми элементами бытия личности. Но вопросы о том, является ли один из этих процессов ведущим, противопоставлены они друг другу или, наоборот, сосуществуют, остаются не до конца раскрытыми. Необходимость расширения и углубления теоретических положений и эмпирических данных о соотношении психологической адаптации и самореализации личности обусловила наш интерес к указанной теме. С учетом стадиальности рассматриваемых процессов был выбран юношеский возраст, так как изменение организационных, учебных и бытовых условий активизирует адаптационные механизмы, вследствие чего они проявляются отчетливее. И, согласно этапности самореализации, именно в этот возрастной период начинает развертываться собственно стадия самореализации как деятельностного воплощения осознанных возможностей и потенций. На экспериментальной выборке было проведено психодиагностическое обследование с применением методик, направленных на изучение адаптации и самореализации студентов. Подвергнутые статистической обработке результаты исследования позволили достоверно распределить респондентов на три группы, в соответствии с выявленным уровнем психологической адаптации. Далее в этих группах были выявлены специфические особенности самореализации, согласующиеся с соответствующим уровнем адаптированности как промежуточным результатом психологической адаптации к изменившимся условиям. С применением факторного анализа были определены особенности самореализации в группах студентов-первокурсников с низким, средним или высоким уровнем психологической адаптации. Выявлено, что особенности самореализации в группе студентов с высоким уровнем психологической адаптации в наибольшей степени приближены к ее теоретической модели, изложенной в научно-методической литературе. Таким образом, результаты организованного эмпирического исследования позволили подтвердить предположение о взаимосвязи явлений психологической адаптации и самореализации личности, а также выявить особенности самореализации у студентов с разным уровнем психологической адаптации.