ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Психологические феномены адаптации и самореализации являются достаточно популярными объектами психологических исследований. Они признаются врожденными и неотъемлемыми элементами бытия личности. Но вопросы о том, является ли один из этих процессов ведущим, противопоставлены они друг другу или, наоборот, сосуществуют, остаются не до конца раскрытыми. Необходимость расширения и углубления теоретических положений и эмпирических данных о соотношении психологической адаптации и самореализации личности обусловила наш интерес к указанной теме. С учетом стадиальности рассматриваемых процессов был выбран юношеский возраст, так как изменение организационных, учебных и бытовых условий активизирует адаптационные механизмы, вследствие чего они проявляются отчетливее. И, согласно этапности самореализации, именно в этот возрастной период начинает развертываться собственно стадия самореализации как деятельностного воплощения осознанных возможностей и потенций. На экспериментальной выборке было проведено психодиагностическое обследование с применением методик, направленных на изучение адаптации и самореализации студентов. Подвергнутые статистической обработке результаты исследования позволили достоверно распределить респондентов на три группы, в соответствии с выявленным уровнем психологической адаптации. Далее в этих группах были выявлены специфические особенности самореализации, согласующиеся с соответствующим уровнем адаптированности как промежуточным результатом психологической адаптации к изменившимся условиям. С применением факторного анализа были определены особенности самореализации в группах студентов-первокурсников с низким, средним или высоким уровнем психологической адаптации. Выявлено, что особенности самореализации в группе студентов с высоким уровнем психологической адаптации в наибольшей степени приближены к ее теоретической модели, изложенной в научно-методической литературе. Таким образом, результаты организованного эмпирического исследования позволили подтвердить предположение о взаимосвязи явлений психологической адаптации и самореализации личности, а также выявить особенности самореализации у студентов с разным уровнем психологической адаптации. 

Об авторах

Ирина Васильевна Кулагина

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: kulagina-ira@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная психология»

Россия

Список литературы

  1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. 496 с.
  2. Коростылева Л.А. Психология самореализации: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
  3. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Методологические проблемы исследования самореализации личности // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 2. С. 696–699.
  4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
  5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.
  6. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 59 с.
  7. Хартманн Г. Эго-психология и проблема адаптации. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. 160 с.
  8. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  9. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 480 с.
  10. Горбачева В.В. Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: ежегодник. М.: ГЦОЛИФК, 1993. С. 143–149.
  11. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 240 с.
  12. Галажинский Э.В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализации личности // Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии: материалы межвузовской научной конференции. Караганда: КарГУ, 2001. С. 38–48.
  13. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 77–82.
  14. Пономарева Л.А. Адаптация студентов // Специалист. 2001. № 7. С. 22–23.
  15. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 11–33.
  16. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: СПбГУ, 1997. С. 20–37.
  17. Мосалёва К.В., Кулагина И.В. Особенности самореализации личности в юношеском возрасте // Современная психология: теория и практика: материалы VI международной научно-практической конференции. М.: Спецкнига, 2012. С. 91–93.
  18. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.
  19. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.
  20. Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 65–75.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах