ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе обсуждаются проблемы, связанные с радикальным реформированием системы высшего образования в России. Указываются позитивные тенденции, обусловленные присоединением к Болонской конвенции и переходом к двухуровневой образовательной модели, проявляющиеся в определенных успехах российских вузов на пути встраивания в мировую образовательную среду. Рассматриваются негативные последствия чрезмерной коммерциализации образовательной отрасли, узкой трактовки и утрированной реализации компетентностного подхода. Акцентируется внимание на снижении в определенной мере значимости фундаментальных математических и естественнонаучных знаний, предусматриваемой государственными образовательными стандартами ряда направлений подготовки на уровне бакалавриата. Обсуждаются проблемные стороны расширения масштабов дистанционного образования. Приводятся результаты педагогического исследования в виде опроса учащихся младших курсов Уральского государственного экономического университета, проводимого с целью выявления психологической подготовленности к современным методам дистанционной реализации отдельных этапов и процедур учебного процесса. Показывается, что эта подготовленность требует заметной корректировки на основе формирования культуры, базирующейся на принципах академической этики. Отмечается существенное повышение напряженности труда преподавателей, обусловленное заметным усилением бюрократизации образовательной сферы, несовершенством системы показателей эффективности и материального стимулирования и, как следствие, неоправданно весомым объемом работы по формированию нормативной методической документации и чрезмерным ростом публикационной активности, не способствующими обеспечению качества образовательного процесса. Подчеркивается, что преодоление трудностей, проблемных аспектов реформирования высшей школы и дальнейшее прогрессивное развитие отрасли возможно при учете отечественного опыта и устойчивых традиций государственных образовательных учреждений.

Об авторах

Борис Исаакович Бортник

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург

Автор, ответственный за переписку.
Email: bortbor@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры физики и химии

Россия

Наталия Юрьевна Стожко

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург

Email: sny@usue.ru

доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой физики и химии

Россия

Наталия Павловна Судакова

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург

Email: sud-np@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры физики и химии

Россия

Список литературы

  1. Бритикова Е.А. Реформа высшего образования: дискурс и предварительные результаты // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 104. С. 1089–1101.
  2. Поляков В.М. Реформирование систем высшего образования европейских стран на втором этапе Болонского процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 150–154.
  3. Российские вузы в мировом рейтинге QS // РИА Новости. URL: ria.ru/abitura_world/20160905/1475901019.html.
  4. Решетова Л.В., Стожко Д.К. Институциональные изменения в макрорегиональной модели реального технологического развития // Управленец. 2015. № 1. С. 33–37.
  5. Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Проблемы платного и бесплатного профессионального образования: проблемы и попытка их преодоления // Законодательство и экономика. 2008. № 9. С. 14–33.
  6. Балацкий Е.В. Синдром аритмии реформ в системе высшего образования // Журнал новой экономической ассоциации. 2014. № 4. С. 111–140.
  7. Изаак С.И., Исаев Р.А. Особенности развития дистанционного образования в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т. 9. № 2. С. 68–75.
  8. Уразова А.В. Информационная культура личности и информационная культура общества в России // Наука. Инновации. Технологии. 2010. № 6. С. 154–158.
  9. Ишханова М.Г. Формирование информационной культуры старшеклассников в контексте требований современного общества // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 3. С. 100–105.
  10. Анашкина Е.В., Валяева Е.Ф. Проблема нарушения академических норм при компьютерном контроле знаний в высших учебных заведениях // Education sciences and psychology. 2014. № 6. С. 27–37.
  11. Aasheim C.L., Rutner P.S., Li L., Williams S.R. Plagiarism and programming: A survey of student attitudes // Journal of information systems education. 2012. Vol. 23. № 3. P. 297–314.
  12. Tauginienė L. Embedding academic integrity in public universities // Journal of academic ethics. 2016. Vol. 14. № 4. P. 327–344.
  13. Cronan T.P., McHaney R., Douglas D.E., Mullins J.K. Changing the academic integrity climate on campus using a technology-based intervention // Ethics and behavior. 2017. Vol. 27. № 2. P. 89–105.
  14. Bowden J.A. Competency-based education: neither a panacea nor a pariah. 1995. URL: crm.hct.ac.ae/events/archive/tend/018bowden.html.
  15. Barrie J., Pace R.W. Competence, efficiency, and organizational learning // Human resource development quarterly. 1997. Vol. 8. № 4. P. 335–342.
  16. Mansfield B. Competence in transition // Journal of European industrial training. 2004. Vol. 28. № 2-4. P. 296–309.
  17. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. № 8. С. 3–14.
  18. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 212–220.
  19. Гордеева И.В. Мнения учащихся российского вуза о перспективах развития науки // Science Time. 2016. № 4. С. 174–179.
  20. Стожко Д.К. К вопросу о характере рынка рабочей силы в системе современного высшего образования России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. № 3. С. 188–192.
  21. Балацкий Е.В. Управленческие парадоксы реформ в университетском секторе // Журнал новой экономической ассоциации. 2015. № 2. С. 124–149.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах