ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА КРОССКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ
- Авторы: Томин В.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет, Оренбург
- Выпуск: № 2 (2017)
- Страницы: 59-64
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/226
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-59-64
- ID: 226
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность выбранного вопроса обусловлена текущей глобализацией общества в экономическом, социокультурном, образовательном, информационном и медиапространствах, которая предъявляет человечеству вызов комплексной интеграции в своей культуре проекций этнической, национальной и общемировой культур.
В фокусе внимания автора находятся ценности как отражение культуры и ее артефактов. Приведены различные точки зрения, а также трактовки сущности и содержания ценностных ориентаций. Обобщаются факторы, влияющие на выбор стратегий поведения в условиях кросскультурного взаимодействия и на его эффективность. Предложено определение понятия «аксиобарьер».
В статье рассматриваются ценности в двух перекрещивающихся плоскостях: личностной и культурной. Выявлено, что ценности выступают аксиомой мотивации и осуществления различных видов деятельности, а также отражают общие универсалии. Установлено, что ценности могут выступать одновременно базисом, ресурсом, условием и фактором интеракции. В то же время сосуществование в сознании студента проекций ценностей различных культур создает препятствия в выборе стратегий их релевантного проявления в условиях кросскультурного взаимодействия. Отмечается, что результатом кросскультурного взаимодействия являются поверхностные и внутренние изменения каждого субъекта интеракции. Для разрешения коллизии ценностных ориентаций студент сталкивается с проблемой выбора различных стратегий поведения. Установлено, что наиболее успешными траекториями поведения в кросскультурном взаимодействии выступают стратегии трансформации или компромисса, способствующие процессу личностного развития и совершенствования индивида.
Кратко представлены перспективы в изучении педагогического аспекта проблемы сопоставления и взаимодействия ценностей различных культур. Контент-анализ литературы включает наиболее авторитетные источники и работы исследователей в области культурологии, аксиологии и педагогики взаимодействия, выполненные за последнее десятилетие.
Об авторах
Виталий Вячеславович Томин
Оренбургский государственный университет, Оренбург
Автор, ответственный за переписку.
Email: vnimot@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
РоссияСписок литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
- Кирьякова А.В., Ольховая Т.А. Аксиология и инноватика университетского образования. М.: Дом педагогики, 2010. 210 с.
- Томин В.В. Формирование межкультурной толерантности студентов как фактор продуктивного кросскультурного взаимодействия // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2015. № 1-1. С. 901–909.
- Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М.: Педагогика, 1985. 167 с.
- Kiryakova A.V., Olkhovaya T.A., Melekesov G.A., Presnov A.A. The axiological approach to the analysis of the problems of modern university education // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 2S3. P. 22–28.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Янкина Н.В. Взаимосвязь культуры и образования как характеристика современной образовательной парадигмы // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 5-3. С. 62–63.
- Hall E.T. Beyond Culture. New York: Anchor Press, 1976. 256 p.
- Томин В.В. Технологии взаимодействия как фактор развития речевой деятельности студентов : автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2006. 22 с.
- Каргапольцева Н.А. Формирование инновационной образовательной среды взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: Университет, 2014. С. 3746–3750.
- Рындак В.Г., Москвина А.В. Опыт формирования культуры межнационального общения у будущих педагогов // Евразийское ожерелье: альманах общественного института истории народов Оренбуржья им. Мусы Джалиля. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2014. С. 141–151.
- Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации // Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1996. С. 167–185.
- Темкина В.Л., Фадеева М.Ю. Речевая образовательная ситуация в формировании лингвокоммуникативной культуры студента в иноязычном деловом общении // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 11. С. 237–243.
- Томин В.В. Феномен межкультурной адаптации студентов в условиях кросскультурного взаимодействия // European Social Science Journal. 2015. № 6. С. 324–331.
- Matsumoto D. The handbook of culture and psychology. New York: Oxford University Press, 2001. 458 p.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999. 147 с.
- Бенин В.Л., Кирьякова А.В., Ольховая Т.А., Фролов О.В. Социокультурная коммуникация в контексте образовательного диалога. М.: ФЛИНТА, 2016. 233 с.
- Солодкая А.К. Кросскультурная составляющая подготовки студентов к межкультурному взаимодействию в условиях интернационализации высшего образования // АГИМС: материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Альметьевск: АГИМС, 2011. C. 18–21.
- Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal structure and content of values: Extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58. P. 878–891.
- Hofstede G. Culture’s consequences: international differences in work-related values // Cross-cultural research and methodology series. Beverly Hills: Sage, 1984. 360 p.
- Бех І.Д. Полікультурна взаємодія як розвивальна особистісна мета // Позашкільна освіта: історичні поступи та здобутки: зб. матеріалів Всеукр. пед. конф. Киев: АВЕРС, 2008. С. 18–21.
- Томин В.В., Бочкарева Т.С. Формирование иноязычной компетенции студентов в информационном поле кросскультурного взаимодействия // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 6. С. 310–328.
- Tomin V.V., Sakharova N.S., Eremina N.V. Intercultural Adaptation of Students in the Information Field of Cross Cultural Interaction // Global Media Journal. 2016. № S2:7. P. 1–10.
- Крапивина М.Ю., Бочкарева Т.С., Томин В.В. Технологические аспекты обучения студентов иноязычному профессионально-ориентированному общению // Дискуссия. 2016. № 6. С. 130–136.
- Кабанова О.В., Терехова Г.В. Изучение иностранного языка студентами в процессе самостоятельной работы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3. С. 92–94.
- Еремина Н.В., Томин В.В., Богомолова А.Ю. Взаимодействие в развитии иноязычной речевой деятельности студентов нелингвистических специальностей // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 14–23.
- Сахарова Н.С., Томин В.В. Развитие полиэтнической компетентности студентов университета в процессе кросскультурного взаимодействия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2. С. 145–150.
- Bennett M.J. Overcoming the golden rule: sympathy and empathy // Basic concepts of intercultural communication: selected readings. London: Intercultural Press, 1998. Р. 191–214.
- Triandis H.C. Culture and Social Behavior. New York: McGraw-Hill, 1994. 278 p.
- Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact. Oxford: Pergamon Press, 1982. 232 p.
- Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
- Ксенофонтова А.Н., Томин В.В. Интернет-диалог и медиа-взаимодействие в развитии речевой деятельности студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № S2. С. 54–56.
- Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие как научная категория // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов. Вып. 3. Екатеринбург: СВ-96, 1998. С. 100–111.