ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме подростковой дезадаптации. Рассматриваются основные отечественные и зарубежные подходы к пониманию социально-психологических факторов дезадаптации. Полученные эмпирические данные раскрывают разные стороны рассматриваемого явления. В исследовании участвовали подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Данный социальный статус присваивается социальными службами и является официально принятым при наличии насилия в семье, малообеспеченности семьи, алкоголизации и безработицы родителей и т. п. В таких случаях семья считается неблагополучной. Подростки, воспитывающиеся в подобных условиях, склонны к дезадаптированному поведению. Под дезадаптацией понимается нарушение взаимодействия личности с обществом в целом и собой. Примеры дезадаптированного поведения – использование ненормативной лексики, агрессивное поведение, прогулы учебного заведения, низкая успеваемость, самовольные уходы, наличие аддикций, воровство и т. д. В статье рассматривается многомерность поведенческих проявлений подростковой дезадаптации. Приведены данные эмпирического исследования. Использованы следующие методы диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа. На основе полученных данных проанализированы противоречия объективной и субъективной оценки поведения подростков. Сопоставлены данные наблюдения и опроса педагогов с самооценкой поведения участников исследования. Рассмотрены уникальные данные об особенностях поведения подростков в неформальных группах. Описаны идеологические представления современных неформальных групп. Приведены конкретные примеры поведенческих особенностей и самооценки уровня адаптированности подростков с разным уровнем показателей дезадаптации. Выявлены противоречия между внешними проявлениями дезадаптации и внутренней оценкой собственного поведения. Многомерное рассмотрение дезадаптации способствует наиболее полному пониманию ее особенностей в подростковом возрасте. 

Об авторах

Лилия Сергеевна Рашитова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Автор, ответственный за переписку.
Email: lrashitova@mail.ru

аспирант

Россия

Список литературы

  1. Молодцова Т.Д. Уровни дезадаптации в подростковом возрасте // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 150–151.
  2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос-пресс, 2003. 271 с.
  3. Romero-Daza N., Weeks M., Singer M. Nobody gives a damn if I live or die: Violence, drugs, and street-level prostitution in inner city // Medical Anthropology. 2003. № 22. P. 233–259.
  4. Camilleri V.A., Kingsley J. Healing the Inner City Child. Creative Arts Therapies with At-risk Youth. London: Jessica Kingsley Publishers, 2007. 319 р.
  5. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Урал. ун-т, 1996. 151 с.
  6. Горьковая И.А. Семья как фактор криминализации подростка // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. С. 118–121.
  7. Deardorff J., Gonzales N.A., Sandler I.N. Control beliefs as a mediator of the relation between stress and depressive symptoms among inner city adolescents // Journal of Abnormal Child Psychology. 2003. № 2. P. 205–217.
  8. Кожемякина О.А. Влияние личностных особенностей и депривации на социальную адаптацию подростков // Мир культуры, науки, образования. 2010. № 3. С. 166–168.
  9. Молодцова Т.Д. Объективные и субъективные источники, способствующие дезадаптации детей в семье // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3-1. С. 72–74.
  10. Миннегалиев М.М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 122–129.
  11. Молодцова Т.Д. Субъективные предпосылки подростковой дезадаптации // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 82–85.
  12. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989. 210 с.
  13. Ундуск Е.Н. Негативное самоотношение как одно из психологических условий социальной дезадаптации подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 153-1. С. 229–236.
  14. Ундуск Е.Н. Негативное самоотношение и переживание проблем асоциальных подростков // Вестник Челябинского государственного университет. 2013. № 26. С. 151–154.
  15. Свистунова Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения : дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 182 с.
  16. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2013. 288 с.
  17. Murray Milner. Freaks, Geeks, and cool kids: American teenagers, schools, and the culture of consumption. New York: Routledge, 2004. 316 p.
  18. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 319 с.
  19. РФ. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ред. от 21.07.2014.
  20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2001. 672 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах