СТРУКТУРА И ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ТРУДА
- Авторы: Тарасова С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт ФСИН России, Самара
- Выпуск: № 2 (2017)
- Страницы: 115-120
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/235
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-115-120
- ID: 235
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме внутренних детерминант процесса профессионализации субъекта. В качестве одного из главных внутренних факторов, определяющих профессиональное движение субъекта, рассматривается его профессиональная позиция. Представлены результаты теоретического анализа структуры и типов профессиональной позиции субъектов труда. Приводится обзор отечественной литературы, посвященный изучению данной проблемы. Отмечается, что в науке отсутствуют работы, представляющие типологии по критерию отношения субъекта к профессиональной среде и зависящей от этого стратегии поведения и общения субъекта. На основе анализа литературы приводится авторское определение профессиональной позиции. Она понимается как сложное относительно устойчивое образование, определяющее отношение субъекта к профессиональной среде и самому себе в ней и ориентирующее поведение и деятельность субъекта в профессиональном пространстве. В статье определена структура профессиональной позиции, содержащая три аспекта: отношение к делу, отношение к людям, отношение к самому себе. Каждый аспект включает когнитивный, аффективный и эмоциональный компоненты. Приводится типология профессиональной позиции, в основе которой лежат различия в ценностно-смысловых ориентациях субъекта. Типологические различия связываются с двумя факторами: отношением субъекта к результатам труда и его центрированностью. На основе заданной структуры описываются четыре типа: «Творец», «Карьерист», «Формалист», «Исполнитель». Обсуждаются две противоположные тенденции, выраженные в данных позициях: профессиональная увлеченность и профессиональная отстраненность. Отмечается, что перспективным направлением дальнейших исследований является разработка на основе предложенной структуры и типологии профессиональной позиции методического инструментария для практического применения.
Об авторах
Светлана Александровна Тарасова
Самарский юридический институт ФСИН России, Самара
Автор, ответственный за переписку.
Email: svetliks68@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики
РоссияСписок литературы
- Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 277 с.
- Колодина А.В. Личностные типы и детерминанты карьерных ориентаций будущих и действующих предпринимателей : дис. … канд. психол. наук. Омск, 2010. 185 с.
- Щелокова Е.Г. Ценностно-смысловое содержание карьерной направленности : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2012. 285 с.
- Мельникова Н.Н. Карьерные ориентации: гендерные различия и возрастная динамика // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 9. № 3. С. 76–86.
- Антоненко И.В., Карицкий И.Н. Психологические типы подчиненных // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 7. М.: МГУДТ, 2016. С. 39–47.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976. 416 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж: МОДЭК, 1995. 356 с.
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1980. 229 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 226 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: МОДЭК, 1995. 349 с.
- Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1983. 440 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Борытко Н.М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога воспитателя в системе непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 11. С. 41–45.
- Титова Е.В. Теория личного выбора в педагогической деятельности // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1. С. 104–117.
- Дементьева М.А. Профессиональная позиция учителя – залог успешности педагогической деятельности // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 178–180.
- Трещев А.М., Сергеева О.А. Развитие профессионально-субъектной позиции учителя в процессе адаптации к профессиональной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 220–224.
- Халилов Ш.Р. Педагогические условия развития профессионально-субъектной позиции учителя в процессе адаптации к профессиональной деятельности : дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2010. 148 с.
- Соколовская О.К. Становление профессиональной позиции студента- психолога в процессе обучения в вузе : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 187 с.
- Бегидова С.Н., Поддубная Т.Н. Профессиональная субъектная позиция как составляющая профессионального развития студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 17–24.