ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ
- Авторы: Гребенщикова Т.В.1
-
Учреждения:
- Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, Новокузнецк
- Выпуск: № 1 (2017)
- Страницы: 21-25
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/239
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-1-21-25
- ID: 239
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье раскрывается подход к реализации психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей дошкольного возраста в игре. Интерес к проблеме обусловлен актуализирующейся в основных нормативных документах дошкольного образования задачей эмоционального развития, необходимостью обеспечения эмоционального благополучия каждого из воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации и, как следствие, интенсификацией поиска способов решения проблемы, ориентированных на возрастные ценности дошкольников, отвечающих принципам личностно ориентированного образования.
Исходя из ключевых ориентиров дошкольного воспитания, связанных с индивидуализацией образовательного процесса, обосновывается целесообразность дальнейшего изучения проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста с позиции психолого-педагогического сопровождения. Рассмотрены возможности парадигмы сопровождения в решении задач эмоционального развития детей дошкольного возраста в игре.
В статье раскрыто содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития дошкольников». На основе анализа психолого-педагогических исследований, программно-методических материалов по изучаемой проблеме определены объективные основания сопровождения эмоционального развития детей в игре. Раскрыты базовые аспекты сопровождающей деятельности по развитию эмоций детей в игре, заключающиеся в возможности как обнаружения сложившегося эмоционального опыта детей, так и его преобразования (развития и коррекции). Обосновывая психолого-педагогическое сопровождение как деятельность, направленную на появление возрастных новообразований в эмоциональной сфере дошкольника, обеспечение эмоционального благополучия, автор выделяет направления психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в игре. Раскрыты функции сопровождающей деятельности педагога, стимулирующие предвидимые преобразования в эмоциональной сфере дошкольника в игре.
Обоснованный в статье подход к организации психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в игре представляет собой попытку разрешить противоречие между необходимостью стимулировать появление ожидаемых изменений в эмоциональной сфере и необходимостью сохранить свободный от принуждения взрослых характер игры, дающий ребенку возможность самовыражения и самоисследования переживаний.
Об авторах
Татьяна Валерьевна Гребенщикова
Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, Новокузнецк
Автор, ответственный за переписку.
Email: tatgreb@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и дошкольная педагогика и психология»
РоссияСписок литературы
- Ежкова Н.С. Педагогические основы эмоционального развития детей трёх-шести лет // Детский сад от А до Я. 2007. № 1. С. 34–50.
- Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65–77.
- Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 24–35.
- Щетинина А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. 124 с.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Ekman P., Oster H. Facial expressions of emotion // Annual Review of Psychology. 1979. Vol. 20. P. 527–554.
- Я – Ты – Мы: программа социально-эмоционального развития дошкольников / сост. О.Л. Князева. М.: Мозаика – Синтез, 2003. 168 с.
- Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013. 102 с.
- Mayer J.D., Roberts R.D., Barsade S.G. Human abilities: emotional intelligence // Annual Review of Psychology. 2008. Vol. 59. P. 507–536.
- Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта // Ребенок в детском саду. 2007. № 5. С. 80–87.
- Козлова Е.В., Вольстер А.В. Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7. С. 178–181.
- Гребенщикова Т.В. Педагогические условия эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 265–271.
- Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51–55.
- Битянова М.Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы. 1997. № 3. С. 4–12.
- Субботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. 2007. № 5. С. 120–125.
- Майер А.А. Система сопровождения социализации ребенка в образовании // Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации личности в современном образовательном пространстве: материалы региональной научно-практической конференции. Т. 2. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаев, 2011. С. 235–240.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1998. 347 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
- Кошелева А.Д., Стрелкова Л.П. Эмоциональное развитие детей в игре // Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989. С. 131–141.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. 176 с.