МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПОСРЕДСТВОМ МОДУЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ
- Авторы: Дыбина О.В.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 1 (2017)
- Страницы: 31-37
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/241
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-1-31-37
- ID: 241
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации. Проанализированы теоретические исследования, согласно которым обнаруживается, что недостаточный уровень активности детей дошкольного возраста обусловлен несоответствием развивающей среды особенностям становления собственной позиции ребенка. Развивающая среда не побуждает ребенка к самостоятельности, проявлению инициативности. Это затрудняет эмоционально-оценочное восприятие и осмысление необходимой информации, овладение разными способами ее получения, способами действий по присвоению опыта деятельности, проявление стремления к реализации данного опыта. В практике дошкольного образования недостаточно представлена система работы по моделированию развивающей предметно-пространственной среды. В статье показан подход к организации и моделированию предметно-пространственной среды с использованием модульных конструкторов, представлены требования к их созданию. Рассмотрены особенности модульных конструкторов, требования к их использованию детьми дошкольного возраста, сформулированы правила сборки конструкций. Раскрыты принципы создания модульных конструкторов и представлены рекомендации педагогу по их использованию для организации разных видов деятельности с детьми. Интерес представляют алгоритмические предписания по сборке модульных конструкторов. Показано, что модульный конструктор предназначен для совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Особое внимание в статье уделяется организации предметно-пространственной среды, где дошкольники могут включаться в процесс экспериментирования, организовывать игровую, конструктивную, двигательную, познавательно-исследовательскую деятельность, а также легко периодически изменять игровой материал и моделировать по своему желанию пространство группы в дошкольной образовательной организации.
Об авторах
Ольга Витальевна Дыбина
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: dybinaov@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Дошкольная педагогика и психология»
РоссияСписок литературы
- Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 37–42.
- Berfenstam R., Soderqvist I. The rights of children to a safe environment: Swedish laws a regulations. Stockholm: Nat. board for consumer policies: Nat. child environment council, 1992. 47 p.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 45 с.
- Венгер Л.А., Запорожец А.В. Гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 2008. № 8. С. 5–7.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2003. 191 с.
- Гогоберидзе А.Г., Вербенец А.М. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2010. № 4. С. 64–70.
- Короткова Н.А. Предметная развивающая среда: подход к взаимодействию детского сада с семьей // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. С. 28–30.
- Короткова Н.А. К проблеме организации предметной среды для детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. 2007. № 4. С. 6–9.
- Глушкова Г.В. Предметная среда действительно развивающая? // Дошкольное воспитание. 2008. № 2. С. 107–112.
- Глушкова Г.В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях // Ребенок в детском саду. 2008. № 5. С. 76–84.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
- Bottrill P. Reseash note: children thinking and learning through design activity at age six // Early child development and care. 1996. Vol. 121. P. 147–163.
- Дыбина О.В., Болотникова О.П., Козлова А.Ю., Сидякина Е.А. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1. С. 220–223.
- Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование предметно-пространственной среды в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2015. 127 с.
- Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. 2004. № 6. С. 30–32.
- Дыбина О.В. Особенности построения и организации предметно-развивающей среды с использованием модульной мебели в группах раннего возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 134–137.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М.: Центр инноваций в педагогике, 2007. 117 с.
- Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993. 107 с.
- Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 2003. 216 с.