ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- Авторы: Павленкович О.Б.1, Бутина А.П.1
-
Учреждения:
- Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск
- Выпуск: № 1 (2017)
- Страницы: 38-43
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/242
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-1-38-43
- ID: 242
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья представляет результаты теоретического исследования, проведенного на основе сравнительно-сопоставительного анализа образовательных парадигм с точки зрения их предназначения, функциональной направленности, сущностных характеристик и структурных компонентов. В статье обозначены цели, аксиологические аспекты, технологии взаимоотношений субъектов образовательного процесса и передачи накопленного обществом социально значимого опыта, а также проектируемые результаты обучения в зависимости от стратегической направленности каждой из исторически сложившихся и наиболее значимых в теоретическом и практическом плане образовательных парадигм: знаниево-ориентированной, личностно-культурологической, компетентностной. Для каждой из рассматриваемых основных образовательных парадигм в хронологической последовательности даны условно-временные рамки, обусловленные определенными историко-политическими событиями, происходившими в истории России и, следовательно, социальными запросами общества, сформированными под влиянием данных событий. В качестве предмета научного интереса в статье представлены краткие обоснования и рассмотрены исторические и теоретические аспекты становления концепции активного обучения в отечественной педагогической науке, проведен анализ наиболее результативных современных исследований по вопросам состава и классификации активных и интерактивных методов обучения, рассмотрена их функциональная и практическая направленность, взаимосвязь и результативность. Особое внимание в исследовании уделяется вопросам преемственности и интеграции прогрессивных педагогических теорий и технологий при смене основных образовательных парадигм, способов и критериев их селекции, а также соотношения элементов, обеспечивающих корректность вхождения заимствований в каждую из последующих образовательных парадигм. В результате исследования сформулированы выводы, представляющие собой умозаключения по ключевым вопросам рассматриваемой проблемы. В заключение авторами исследования предложены к обязательному учету при разработке практико-ориентированных положений основные компоненты структуры образовательных парадигм и их определяющая направленность для учебного процесса современного профессионального образования.
Об авторах
Ольга Борисовна Павленкович
Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск
Автор, ответственный за переписку.
Email: pavlenkovicholga@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой изобразительного искусства
РоссияАнастасия Павловна Бутина
Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск
Email: zapsybir@mail.ru
аспирант кафедры изобразительного искусства
РоссияСписок литературы
- РФ. Об утверждении формы соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации: приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2015 г. № 1515.
- Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3. С. 42–52.
- Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии в высшей школе. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.
- Загвязинский В.И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования // Образование и наука. 2000. № 1. С. 10–15.
- Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2011. 176 с.
- История образования / под. ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ СФЕРА, 1998. 192 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
- Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: АПН РСФСР, 1963. 292 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. 345 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. 144 с.
- Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Тюмен. гос. ун-та, 1997. 127 с.
- Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002. № 3. С. 16–21.
- Бухарова Г.Д., Шагурина Е.С. Активные методы обучения как фактор профессиональной социализации будущих учителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 65–71.
- Гулакова М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № 11. С. 31–35.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига: Эксперимент, 1995. 176 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
- Тютюнников Ю.С., Мазниченко М.А. Педагогическая мифология. М.: ВЛАДОС, 2004. 352 с.
- Фомичева И.Г. Генезис развития и механизм авторитарного и гуманистического типов воспитания // Гуманная педагогика и духовный мир учителя. Тюмень: ТюмГУ, 2001. С. 11–17.
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. № 6. С. 85–89.
- Прикот О.Г. О критериальных основаниях полипарадигмальной педагогики // Избранные статьи по педагогике. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 15–23.