ОСОБЕННОСТИ ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Несмотря на значительное количество исследований в области психологии отношений, проблема дисгармонии межличностных отношений продолжает оставаться малоизученной как в теоретическом, так и практическом плане. В рамках данной проблемы особое значение приобретает вопрос о роли интернет-зависимости в развитии дисгармонии межличностных отношений подростков. Анализ социальной ситуации показывает, что большинство подростков удовлетворяют свои потребности в общении в сети Интернет, что приводит к трудностям в реальном межличностном взаимодействии. В предлагаемой статье раскрыто понятие «дисгармония межличностных отношений», определены его показатели. Подростковый возраст охарактеризован как сензитивный период в развитии межличностных отношений, где наибольшую ценность приобретают отношения со сверстниками. Отмечено, что длительное нахождение в сети Интернет способствует появлению отчужденности, напряженности, конфликтности, агрессивности в процессе межличностного взаимодействия, эмоциональной закрытости, искажению восприятия социальной действительности. Проведено эмпирическое исследование на выборке из 50 подростков с применением двух методик: опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский) и тест на интернет-зависимость (К. Янг, адаптация В.А. Буровой). Представлены результаты изучения особенностей дисгармонии межличностных отношений подростков с разным уровнем интернет-зависимости. По результатам проведенного исследования установлено, что существуют статистически значимые различия в особенностях дисгармонии межличностных отношений подростков с низким, средним и высоким уровнем интернет-зависимости по показателям отчужденности, напряженности, конфликтности, агрессии в отношениях. Полученные данные позволяют сделать вывод об особенностях дисгармонии межличностных отношений подростков с разным уровнем интернет-зависимости и могут служить основанием для коррекции дисгармонии межличностных отношений в подростковом возрасте.

Об авторах

Ирина Михайловна Рюмина

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Автор, ответственный за переписку.
Email: Ruminaim@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии

Россия

Список литературы

  1. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости. URL: user.lvs.ru/vita/doclad.htm.
  2. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М.: Мнемозина, 2010. 136 с.
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004. 512 с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. 495 с.
  6. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 320 с.
  7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.
  8. Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970. 272 с.
  9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 191 с.
  10. Головина С.А. Психологические особенности восприимчивости и характера реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 3. С. 154–158.
  11. Войскунский А.Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. 2002. № 1. С. 82–101.
  12. Евстигнеева Ю.М. Особенности отношения студентов к информационно-компьютерным технологиям // Социология образования: труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XV. М.: Центр социологии образования РАО, 2004. С. 361–374.
  13. Авдеев А.Ю. Современный подросток в пространстве современных информационных технологий: психологический аспект // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 67–72.
  14. Акимов А.М. Персонифицированный подход к формировании информационной компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 8–16.
  15. Анцупов А.Я., Шитилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
  16. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 27–34.
  17. Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9–11 лет : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 20 с.
  18. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Моск. ун-т, 1976. 112 с.
  19. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlooks // Annual Review Psychology. 1993. Vol. 44. Р. 1–21.
  20. Духновский С.В. Психология отношений личности. Курган: Курганский гос. ун-т, 2014. 380 с.
  21. Тихомиров O.K., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1989. № 3. С. 31–42.
  22. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей интернета // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С 431–460.
  23. Возрастная и педагогическая психология / под ред. И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, В.В. Зацепина. М.: Академия, 2014. 368 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах