ОСОБЕННОСТИ ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
- Авторы: Рюмина И.М.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
- Выпуск: № 1 (2017)
- Страницы: 78-82
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/249
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-1-78-82
- ID: 249
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Несмотря на значительное количество исследований в области психологии отношений, проблема дисгармонии межличностных отношений продолжает оставаться малоизученной как в теоретическом, так и практическом плане. В рамках данной проблемы особое значение приобретает вопрос о роли интернет-зависимости в развитии дисгармонии межличностных отношений подростков. Анализ социальной ситуации показывает, что большинство подростков удовлетворяют свои потребности в общении в сети Интернет, что приводит к трудностям в реальном межличностном взаимодействии. В предлагаемой статье раскрыто понятие «дисгармония межличностных отношений», определены его показатели. Подростковый возраст охарактеризован как сензитивный период в развитии межличностных отношений, где наибольшую ценность приобретают отношения со сверстниками. Отмечено, что длительное нахождение в сети Интернет способствует появлению отчужденности, напряженности, конфликтности, агрессивности в процессе межличностного взаимодействия, эмоциональной закрытости, искажению восприятия социальной действительности. Проведено эмпирическое исследование на выборке из 50 подростков с применением двух методик: опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский) и тест на интернет-зависимость (К. Янг, адаптация В.А. Буровой). Представлены результаты изучения особенностей дисгармонии межличностных отношений подростков с разным уровнем интернет-зависимости. По результатам проведенного исследования установлено, что существуют статистически значимые различия в особенностях дисгармонии межличностных отношений подростков с низким, средним и высоким уровнем интернет-зависимости по показателям отчужденности, напряженности, конфликтности, агрессии в отношениях. Полученные данные позволяют сделать вывод об особенностях дисгармонии межличностных отношений подростков с разным уровнем интернет-зависимости и могут служить основанием для коррекции дисгармонии межличностных отношений в подростковом возрасте.
Об авторах
Ирина Михайловна Рюмина
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
Автор, ответственный за переписку.
Email: Ruminaim@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии
РоссияСписок литературы
- Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости. URL: user.lvs.ru/vita/doclad.htm.
- Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М.: Мнемозина, 2010. 136 с.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004. 512 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. 495 с.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 320 с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.
- Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970. 272 с.
- Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 191 с.
- Головина С.А. Психологические особенности восприимчивости и характера реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 3. С. 154–158.
- Войскунский А.Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. 2002. № 1. С. 82–101.
- Евстигнеева Ю.М. Особенности отношения студентов к информационно-компьютерным технологиям // Социология образования: труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XV. М.: Центр социологии образования РАО, 2004. С. 361–374.
- Авдеев А.Ю. Современный подросток в пространстве современных информационных технологий: психологический аспект // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 67–72.
- Акимов А.М. Персонифицированный подход к формировании информационной компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 8–16.
- Анцупов А.Я., Шитилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
- Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 27–34.
- Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9–11 лет : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 20 с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Моск. ун-т, 1976. 112 с.
- Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlooks // Annual Review Psychology. 1993. Vol. 44. Р. 1–21.
- Духновский С.В. Психология отношений личности. Курган: Курганский гос. ун-т, 2014. 380 с.
- Тихомиров O.K., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1989. № 3. С. 31–42.
- Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей интернета // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С 431–460.
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, В.В. Зацепина. М.: Академия, 2014. 368 с.