ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исторические преобразования последних лет резко изменили ценностные ориентиры российского общества, что повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием. Продуктом образования должна стать личность, обладающая индивидуальностью, стремящаяся к самообразованию, способная организовать собственную творческую деятельность с учетом меняющихся условий жизни, требований общества. В связи с этим вопрос развития творческих способностей детей является одним из актуальных в настоящее время.

В статье представлен опыт теоретического и диагностического исследования творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, охарактеризовано понятие «творческие способности» в педагогическом контексте. Творческие способности рассматриваются как результат овладения младшим школьником знаниями, умениями, навыками, необходимыми для того или иного вида художественно-творческой деятельности. С позиции деятельностного подхода к творчеству в рамках данного исследования художественно-творческая деятельность рассматривается как средство развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

В статье представлена критериально-уровневая характеристика развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, в которой каждый из выделенных критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Подробно представлена каждая диагностическая методика, соответствующая одному из выделенных критериев. Проведен анализ результатов выделенных показателей диагностического исследования развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. По всем исследуемым показателям и критериям в исследуемой группе младших школьников на высоком уровне творческие способности развиты у 36,5 % учащихся, на низком – у 13,5 % учащихся, 50 % учащихся имеют средний уровень развития творческих способностей.

Об авторах

Е. А. Лупандина

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Yolka_666_12@mail.ru

старший преподаватель кафедры художественно-эстетического воспитания

Россия

Список литературы

  1. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С. 52-58.
  2. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Учимся дружить: развиваем навыки коммуникации у детей 5-7 лет. СПб.: КАРО, 2015. 168 с.
  3. Шайдурова Н.В., Поддубная З.Л. Организация уроков изобразительного искусства в начальной школе. Барнаул: Азбука, 2011. 161 с.
  4. Фрейд З. Психоанализ творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Достоевский. М.: ТД Алгоритм, 2016. 15 с.
  5. Фромм Э. Творческий человек // Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 45-52.
  6. Герберт С. Эволюция сознания - ключ к воспитанию. М.: Амрита-Русь, 2018. 220 с.
  7. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. СПб.: Речь, 2006. 176 с.
  8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.
  9. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. 160 с.
  10. Немов Р.С. Психология. В 2 ч. Ч. 1. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 243 с.
  11. Богоявленская Д.Б. Природа творчества без мистики // Философия творчества. М.: Интелл, 2015. С. 122-137.
  12. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2017. 582 с.
  13. Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: материалы международной юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова / под ред. М.К. Кабардова, А.К. Осницкого. М.: Перо, 2017. 417 с.
  14. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. Минск: Современное слово, 2011. 928 с.
  15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018. 714 с.
  17. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 13-21.
  18. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: Владос, 2006. 256 с.
  19. Нестерова Ж.Р. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности // Вестник Чувашского государственного университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 3. С. 111-117.
  20. Гамзатова Г.К., Меджидова М.К. Изучение основ народных художественных промыслов как средство развития творческих способностей учащихся (на материале Республики Дагестан) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3. С. 160-167.
  21. Абрамовских Н.В., Пермикина О.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе декоративного рисования // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях - 2015: материалы II Всероссийской очно-заочной научно-практической студенческой конференции. Сургут: РИО СурГПУ, 2015. С. 75-85.
  22. Лупандина Е.А., Власенко Т.К. Развитие творческих способностей учащихся в художественно-творческой деятельности (на материале художественной керамики) // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 4. С. 346-347.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах