СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ современного состояния проблемы эмоционального развития в зарубежных и отечественных исследованиях. На основе обобщения различных исследовательских позиций выделены нормативные показатели, определяющие содержательные характеристики эмоционального развития ребенка-дошкольника. Показаны возрастные возможности детей разных периодов дошкольного детства, которые составляют содержательную основу ключевых эмоциональных новообразований (способность к дифференциации и идентификации эмоциональных состояний, способность к эмпатии, способность к эмоциональному предвосхищению). Анализ существующих взаимосвязей между отдельными структурными компонентами эмоциональных новообразований дошкольника приводит к пониманию того, что в качестве критериев их комплексной оценки могут выступать восприятие и понимание эмоциональных состояний по экспрессии или контексту эмоциональной ситуации, развитие эмоциональной децентрации, эмоциональное предвосхищение. Последнее приводит нас к предположению о том, что вышеозначенные критерии могут быть рассмотрены с позиции оценки одних и тех же показателей. Так, восприятие, понимание, опознание эмоциональных состояний фактически рассматриваются в качестве критериев оценки эмоционального и когнитивного компонентов структуры эмпатии. При этом повышение с возрастом качественных и количественных показателей восприятия и понимания эмоциональных состояний связано с расширением предметного содержания потребностей, развитием эмоциональной децентрации. Социальное опосредование эмоциональных состояний, просоциальная мотивация поведения могут быть одновременно рассмотрены в качестве показателей развития эмпатии (как важного социального приобретения дошкольника) и способности к эмоциональному предвосхищению. Результаты теоретических обобщений представлены в виде схемы, наглядно представляющей возрастные изменения содержания эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детства.

Об авторах

Юлия Александровна Лаптева

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, Новокузнецк

Автор, ответственный за переписку.
Email: aglaiiia@mail.ru

старший преподаватель кафедры «Общая и дошкольная педагогика и психология»

Россия

Список литературы

  1. Lewis M., Sullivan M.W., Stanger C., Weiss M. Self development and self-conscious emotions // Child development. 1989. Vol. 60. P. 146–156.
  2. Handbook of emotions / ed. M. Lewis, J.M. Haviland-Jones. New York: Guilford Press, 2008. 864 p.
  3. Tomkins S.S. Effect, imagery, consciousness // The positive affect. Vol. 1. New York: Springer, 1962. P. 1–35.
  4. Cole P.M., Martin S.E., Dennis T.A. Emotion regulation as a scientific construct: methodological challenges and directions for child development research // Child development. 2004. Vol. 75. № 2. P. 317–333.
  5. Goleman D. Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1998. 650 p.
  6. Saarni C. The development of emotional competence. New York: Guilford Press, 1999. 381 p.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 5–295.
  8. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 416–436.
  9. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  10. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65–77.
  11. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 45–50.
  12. Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2011. 209 с.
  13. Довгая Н.А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации : дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2012. 238 с.
  14. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 24–35.
  15. Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тезисы докладов. М.: НИИ общ. и пед. психологии, 1979. С. 10–13.
  16. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 24 с.
  17. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 27 с.
  18. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Моск. ун-т, 1972. 38 с.
  19. Якобсон С.Г., Щур З.Г. Роль соблюдения этической нормы в её усвоении // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М.: НИИ ОПП, 1977. C. 127–134.
  20. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  21. Винокурова О.В. Социо-эмоциональное развитие старших дошкольников. Борисоглебск: БГПИ, 2007. 155 с.
  22. Лаптева Ю.А., Федорова Н.И. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации // Евразийский союз учёных. 2015. № 7-6. С. 73–76.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах