ПРОБЛЕМА ВИКТИМОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ФЕНОМЕНОЛОГИИ СИРОТСТВА: СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИЦИИ ЖЕРТВЫ
- Авторы: Фоминых Е.С.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
- Выпуск: № 3 (2016)
- Страницы: 100-104
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/288
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-100-104
- ID: 288
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Сиротство – сложная социально значимая проблема, разработка теоретических и прикладных аспектов которой находится в центре внимания многих современных научных исследований. В контексте интенсивных общественных трансформаций актуализировался научный интерес к анализу виктимогенного потенциала депривационных условий интернатного учреждения как фактора формирования и закрепления позиции жертвы у сирот. Высоковиктимный статус сирот определяет трудности их полноценной адаптации, интеграции, эффективного и полноценного личностно-социального функционирования, прежде после выпуска из интернатного учреждения/детского дома.
В настоящей статье представлены предпосылки формирования проблемы сиротства и виктимогенности депривационных условий. Отмечается роль травматичного опыта жизни в семье как условия формирования глубоких вторичных нарушений психофизического и психосоциального развития, определяющего наращивание виктимогенного потенциала сирот. Обобщены депривационные условия интернатного учреждения, влияние которых способствует активизации и закреплению установки на поведение жертвы: дефицит автономности, неумение планировать, делать выбор и принимать решение, дефицит внутренних ресурсов, опора на группу и др. В ходе теоретического анализа выделены психологические механизмы формирования позиции жертвы (нарушение психологических границ личности), ее функции в условиях интерната. Установлено, что последствия социальной депривации остаются на уровне глубинных личностных структур, жестко фиксируются в поведении и определяют своеобразие взаимодействия с внешним миром: нарушение социально-психологической адаптации; акцентирование личностных особенностей, определяющих трудности социального функционирования; сензитивность к негативному воздействию общественных процессов; закрытость; обособленность; рентные установки; различные формы девиантного поведения и др.
Ключевые слова
Об авторах
Екатерина Сергеевна Фоминых
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
Автор, ответственный за переписку.
Email: fominyh.yekaterina@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии
РоссияСписок литературы
- Махнач А.В. Модель позитивной социализации человека через призму его жизнеспособности // У истоков развития: сборник научных статей. М.: ГБОУ ВО МГППУ, 2011. С. 67–81.
- Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. «Униженность и оскорбленность» как черта личности: феноменологический анализ позиции жертвы // Социальная психология и общество. 2014. № 2. С. 13–26.
- Руденский Е.В. Депривационный виктимизм как социально-психологический механизм онтогенеза личной виктимности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1. С. 141–146.
- Леви Т.С. Пространственно-телесная модель развития личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 1. С. 23–33.
- Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи // Дефектология. 2006. № 1. С. 30–35.
- Журлова И.В. Социально-педагогическая виктимология. Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2014. 172 с.
- Фоминых Е.С. Психологические механизмы виктимности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 5. С. 116–120.
- Потепалов Д.В. Виктимологические проблемы детства в Древней Руси и Допетровской России (X–XVII вв.) // Педагогическое образование. 2007. № 1. С. 110–116.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007. 416 с.
- Фирсанов М. Россия в цифрах: 2012-2013. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 140 с.
- Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета, 2005. 628 с.
- Бардышевская М.К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей // Дефектология. 2006. № 1. С. 6–20.
- Фоминых Е.С. Семья как фактор виктимизации детей с ограниченными возможностями здоровья // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 3. С. 1–12.
- Порохнюк Е.В. Ведущие социальные факторы, оказывающие влияние на процесс трансформации традиционной модели семьи и брака: социологический аспект // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 99–102.
- Руденская Ю.Е. Факторы онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 180–183.
- Грицай А.Г. Семьи группы риска в структуре типологий неблагополучных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 32–36.
- Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: Вопросы психологии, 2002. 207 с.
- Одинцова М.А. Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых. Самара: Бахрах-М, 2012. 240 с.
- Одинцова М.А. Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности. Самара: Бахрах-М, 2013. 160 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2007. 224 с.