ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
- Авторы: Дарижапова М.Н.1, Базарова Д.Р.1
-
Учреждения:
- Бурятский государственный университет
- Выпуск: № 1 (2019)
- Страницы: 56-61
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/32
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-1-56-61
- ID: 32
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты и анализ эмпирического исследования, направленного на выявление зависимости самоотношения и индивидуально-типологических, социально-психологических и профессионально-карьерных характеристик государственных служащих. В проведенном исследовании приняли участие 204 государственных служащих, проживающих в городе Улан-Удэ, Республика Бурятия, в возрасте от 21 года до 57 лет. При проведении статистического анализа данных мы устанавливали зависимость результатов исследования от следующих показателей: должность, пол, возраст, специальное базовое образование, мотивация одобрения.
Изучение взаимосвязи самоотношения с психологическими характеристиками у государственных служащих выявило различие в показателях самоотношения у респондентов разного стажа, возраста и пола. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что возраст и пол опосредуют взаимосвязи самоотношения с должностями государственных служащих. Анализ взаимосвязи самоотношения государственных служащих с их должностью показал, что у специалистов, занятых в сфере государственной службы, ценностно-смысловые отношения более развиты, чем у руководителей той же сферы.
Анализ самоотношения государственных служащих с их специальным базовым образованием выявил, что наиболее проблемное, дисгармоничное самоотношение в данной выборке присуще государственным служащим с базовым педагогическим образованием, а наиболее положительное самоотношение у государственных служащих, имеющих юридическое базовое образование.
Анализ взаимосвязи самоотношения с мотивацией одобрения государственных служащих показал, что с повышением потребности в социальном одобрении возможно осознание своего Я как внутреннего стержня, обеспечивающего целостность личности, либо проявление склонности к закрытости и отсутствию желания изменяться.
Об авторах
М. Н. Дарижапова
Бурятский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: darizhapovam@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, заведующий лабораторией инновационных технологий в области защиты детства
РоссияД. Р. Базарова
Бурятский государственный университет
Email: dolgor.bazarova@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии
РоссияСписок литературы
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991. 108 с.
- Колышко А.М. Психология самоотношения. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
- Колышко А.М. Особенности межличностного взаимодействия педагогов с различными типами самоотношения // Веснiк Гродзенскага дзяржаунага унiверсiтэта iмя Янкi Купалы. Серия 1. 2001. № 1. С. 172-178.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.
- Хараш А.У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: МГУ, 1987. С. 216-227.
- Водопьянова Н.Е., Джумагазиева Э.Г., Старченкова Е.С. Социально-психологические детерминанты профессионального благополучия субъектов труда // Вопросы науки и практики: сборник статей международной научной конференции. М.: Русальянс «Сова», 2017. С. 270-281.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989. 215 с.
- Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 91-100.
- Barsukova O.V. Psychological characteristics of ambitious person // Journal of process management - new technologies international. 2016. Vol. 4. № 2. P. 98-117.
- Балык А.С., Цыбуленко О.П. Психологическая зрелость личности: Теоретические концепции и подходы // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 12. С. 63-67.
- Шумейко М.О. Сущность понятия «Внутриличностный конфликт» // World science: problems and innovations: сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. М.: Наука и просвещение, 2018. Ч. 1. С. 243-246.
- Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: МПСИ, 2004. 752 с.
- Деркач А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
- Дарижапова М.Н. Акмеология самоотношения // Социальное самочувствие населения в социокультурном пространстве: материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2017. С. 199-202.
- Буякас Т.М. Системная рефлексия как условие субъектной направленности процесса профессионализации // Самореалиация личности в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М.: РУДН, 2018. С. 36-44.
- Практическая психодиагностика. Методика и тесты / сост. Д. Райгородский. М.: Бахрах-М, 2017. 672 с.
- Дарижапова М.Н. Акмеологические особенности самоотношения личности. Улан-Удэ: БурятГУ, 2016. 112 с.
- Neff K.D., Rude S.S., Kirkpatrick K.L. An examination of self-compassion in relation to positive psychological functioning and personality traits // Journal of Research in Personality. 2007. Vol. 41. № 4. Р. 908-916.
- Дарижапова М.Н. К вопросу об отношении и самоотношении // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 6. С. 44-48.
- Джумагазиева Э.Г. Взаимосвязь профессионального благополучия и профессионального самоотношения специалистов соционамических профессий // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив Плюс, 2017. С. 244-246.