ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГАРМОНИЧНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социально-экономическое и культурное развитие России напрямую связано с человеческим фактором, готовностью молодежи к самореализации в разных видах деятельности. С одной стороны, глобализация социокультурных процессов способствует росту возможностей для самореализации молодежи, а с другой стороны, вносит неопределенность и неустойчивость в систему нравственных ценностей и норм. Не всегда профессиональная и личностная самореализация студентов юношеского возраста опирается на духовно-нравственные ориентации и качества личности, что может приводить к негативным последствиям.

Проведено эмпирическое исследование самореализации личности у студентов в юношеском возрасте (19 лет – 22 года) в период обучения в вузе, зафиксированы особенности проявления самореализации у студентов. Эмпирически определены взаимосвязи между системой духовно-нравственных компонентов и гармоничным уровнем проявления самореализации личности студентов юношеского возраста. Среди преобладающих показателей самореализации студентов юношеского возраста были выявлены компоненты креативности, интернальности, оптимистичности, осмысленности целей и ценностей самореализации, эгоцентрической направленности и конструктивности.

Определено, что самореализация личности у большинства студентов выборки соответствует адаптивному и инертному уровню развития. Эмпирически установлено, что гармоничная самореализация студентов положительно взаимосвязана с мотивами социальной значимости и полезности собственной деятельности, межличностными нравственными ориентациями доброжелательности, благородства и милосердия, сострадания и помощи; мировоззренческими духовно-нравственными представлениями о совокупности психического в человеке, о духовном потенциале, о саморазвитии конкретного человека и эволюции человечества; духовно-нравственными и духовно-волевыми качествами: эмпатичностью, доброжелательностью, ответственностью, уверенностью в себе, самокритичностью в нравственной самооценке своего поведения. 

Об авторах

И. В. Костакова

Тольяттинский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: i.kostakova@tltsu.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Россия

Т. А. Бергис

Тольяттинский государственный университет

Email: t-bergis@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Россия

Список литературы

  1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций // Личность в эпоху перемен: сборник статей. М.: ИД ЯСК, 2018. С. 279-292.
  2. Никитина Э.В. Специфика менталитетов народов Поволжья и Приуралья (татар, башкир, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев). Чебоксары: Чуваш. Ун-т, 2015. 200 с.
  3. Канарш Г.Ю. Национально-психологические особенности в процессах модернизации // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 5. С. 30-47.
  4. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 49-62.
  5. Знаков В.В. Новые тенденции в исследовании психологии духовности // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 20-32.
  6. Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. М.: Институт психологии РАН, 2013. 480 с.
  7. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Личность в эпоху перемен: сборник статей. М.: ИД ЯСК, 2018. С. 13-26.
  8. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: Фолио, 2003. 160 с.
  9. Adler A. Superiorityand Social Interest: A collection of later writings. New York: Viking Press, 1964. 218 р.
  10. Jung C.G. Archetypes and the Collektive Unconsciolus. Princeton: Princeton university press, 1958. 287 р.
  11. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 11-33.
  12. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С. 156-177.
  13. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
  14. Костакова И.В. Психологические особенности самореализации личности студентов // Самореализация личности с ограниченными возможностями в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти: ТГУ, 2010. С. 155-160.
  15. Кудинов С.И. Системные исследования самореализации личности. Тольятти: ТГУ, 2011. 235 с.
  16. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. New York: Litton Education Publishing, 1968. 240 p.
  17. Frankl V. The Doctor and the Soul. New York: Knopf, 1955. 280 p.
  18. Палык Н.В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2015. № 1. С. 88-95.
  19. Щукина М.А. Проблема саморазвития личности в парадигме культурно-исторической психологии // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 4. С. 81-92.
  20. Щукина М.А. Cтадия лиминальности в саморазвитии личности // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Т. 27. № 1. С. 45-51.
  21. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психодиагностика личности. Тольятти: ТГУ, 2012. 270 с.
  22. Ежов И.В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии. 2008. № 2. С. 156-166.
  23. Славинская И.С., Наследов А.Д., Дворецкая М.Я. Разработка методики диагностики нравственных ориентаций Современные исследования социальных проблем // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1. С. 3-26.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах