ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы рискованного поведения в подростковом периоде. Риск – неотъемлемый атрибут жизни человека. Каждому из нас приходится иногда принимать решения, последствия которых трудно оценить. Для отрочества характерна переоценка отношения к жизни, появление желания осуществлять контроль за всеми ее проявлениями. Одним из способов осуществления подобного контроля может быть рискованное поведение, когда через собственный опыт познается окружающая действительность. В рискованном поведении проявляются тенденции как негативного, так и позитивного планов. Между тем именно в подростковом возрасте оно обусловливает возникновение непредсказуемой угрозы для здоровья и жизни человека, является недостаточно адаптированным и мало прогнозируется. Все вышеизложенное свидетельствует о целесообразности изучения рискованного поведения подростков, выявления личностных детерминант склонности к риску. Автором организовано и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков и склонности к рискованному поведению. В качестве диагностического инструментария использовались опросник А.Г. Шмелева для определения склонности к риску, методика М. Цуккермана «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению», для определения личностных факторов использовалась методика Г. Айзенка «Самооценка психических состояний» и опросник Р.В. Овчаровой. В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 15–16 лет. Анализ данных показал высокую предрасположенность подростков к рискованному поведению с доминированием стремления к поиску острых ощущений. Выделены следующие личностные факторы рискованного поведения подростков: тревожность, агрессивность, ригидность, фрустрированность и неадекватная самооценка. Статистический анализ подтвердил наличие корреляционной связи между склонностью к риску и низкими уровнями тревожности, ригидности, фрустрированности, а также высокой агрессивностью и самооценкой.

Об авторах

И. Ф. Шиляева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Автор, ответственный за переписку.
Email: if2610@mail.ru

кандидат философских наук, заведующий кафедрой прикладной психологии и девиантологии

Россия

Список литературы

  1. Фрейд З. «Я» и «Оно». СПб.: Питер, 2018. 224 с.
  2. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МПСИ, 2010. С. 215-222.
  3. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 608 с.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2018. 1376 с.
  5. Цветкова И.В. Социальная типология подростков на основе самооценки склонности к риску // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1. С. 214-218.
  6. Пузыревич Н.Л. Развитие подростков с рискованным поведением в семье // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 1. С. 108-113.
  7. Фахрадова Л.Н., Разварина И.Н., Смолева Е.О. Рискованное деструктивное поведение подростков и условия его формирования // Проблемы развития территории. 2017. № 1. С. 114-129.
  8. Ковалинская А.Г. Склонность к риску и экстремальная активность подростков // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник статей. Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2017. С. 140-141.
  9. Варанкина В.С., Воронина О.А. Проблема рискованного поведения молодежи в сети Интернет // Молодежь в меняющемся мире: вызовы современности: материалы VII международной научно-практической конференции. Екатеринбург: УГПУ, 2017. С. 24-28.
  10. Шиляева И.Ф. Особенности культуры общения в современном коммуникативном пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 21-26.
  11. Шиляева И.Ф. Интернет и культура общения личности // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 5. С. 263-273.
  12. Стейнберг Л. Переходный возраст. Не упустите момент. М.: МИФ, 2017. 304 с.
  13. Лакреева А.В., Варуха Л.В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 24. С. 141-146.
  14. Ульянова И.В., Попова Т.А. Рискованное поведение подростков как педагогический феномен // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9-2. С. 343-349.
  15. Божович Л.И. Психология формирования личности. СПб.: Питер, 2015. 398 с.
  16. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. М.: БахраХ-М, 2017. 672 с.
  17. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя. М.: Инфра-М, 2017. 275 с.
  18. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2009. 816 с.
  19. Шелехова Л.В. Математические методы в психологии и педагогике. СПб.: Лань, 2015. 224 с.
  20. Ильин Е.П. Психология риска. СПб.: Питер, 2012. 288 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах