РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных условиях формирование готовности курсантов вузов Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях является ведущей проблемой профильных высших учебных заведений, так как деятельность пожарного предполагает постоянное воздействие стресс-факторов, а также ситуаций неопределенности и риска. В рамках данной статьи проанализированы зарубежные и отечественные источники по проблеме исследования. Дан анализ понятий «экстремальная ситуация» и «готовность».

Экспериментальная работа по оценке результатов сформированности готовности к деятельности в экстремальных ситуациях курсантов специального вуза проходила в условиях образовательного процесса двух вузов ГПС МЧС России: ФГБОУ ВО «УрИГПС МЧС России» и ФГБОУ ВО «АГПС МЧС России». Критериями сформированности готовности послужили мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный и эмоционально-волевой критерии, им дана краткая характеристика.

В рамках итогового этапа экспериментальной работы выявлено, что большинство курсантов перешли на продуктивный и продвинутый уровни сформированности готовности курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях. В одной из четырех экспериментальных групп были реализованы все три педагогических условия и ожидаемо получены самые высокие результаты. Курсанты стали четко осознавать цели и задачи военно-служебной деятельности, проявляли стремление выполнять служебный долг, у них развилась ценностная ориентация на деятельность пожарного, они ориентируются в динамично изменяющейся обстановке, связанной с деятельностью в экстремальных ситуациях.

По всем выделенным нами критериям выявлена положительная динамика в формировании уровней готовности курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях. Дальнейшая исследовательская работа по данному направлению связана с внедрением результатов исследования в образовательный процесс других вузов ГПС МЧС России.

Об авторах

А. А. Карапузиков

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

Автор, ответственный за переписку.
Email: Alexx-7777@mail.ru

преподаватель кафедры пожарной тактики и службы

Россия

Список литературы

  1. Гузанов Б.Н., Пустовалова Е.И. Практико-ориентированный подход к подготовке специалистов ГПС МЧС России при изучении специальных дисциплин на основе применения компетентностных задач // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 9. С. 66-77.
  2. Гузанов Б.Н., Пустовалова Е.И., Выгузова Е.В. Личностно-деятельностный подход в профессиональной подготовке курсантов вузов МЧС России // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 26-34.
  3. Gowan E.M., Sloan J.A., Kirk R.C. Prepared for what? Addressing the disaster readiness gap beyond preparedness for survival // BMC Public Health. 2015. Vol. 15. № 1. P. 1139-1143.
  4. Alosaimi F.D., Alawad H.S., Alamri A.K., Saeed A.I., Aljuaydi K.A., Alotaibi A.S., Alotaibi K.M., Alfaris E.A. Stress and coping among consultant physicians working in Saudi Arabia // Annals of Saudi medicine. 2018. Vol. 38. № 3. P. 214-224.
  5. Rusconi F., Battaglioli E. Acute Stress-Induced Epigenetic Modulations and Their Potential Protective Role Toward Depression // Frontiers in molecular neuroscience. 2018. Vol. 11. P. 184-186.
  6. Cheng H., Green A., Chapman B.P., Treglown L., Furnham A. Educational achievement and traits emotional stability and agreeableness as predictors of the occurrence of backache in adulthood // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 117. P. 205-209.
  7. Petrides K.V., Furnham A. Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxonomies // European Journal of Personality. 2001. Vol. 15. № 6. P. 425-448.
  8. Назарова Т.С., Шаповаленко В.С. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике // Педагогика. 2001. № 5. С. 23-29.
  9. Рязанова Н.В. Экстремальные события и экстремальные ситуации: общие черты и отличительные признаки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 1. С. 143-147.
  10. Данченко С.П. Педагогические проблемы повышения устойчивости психики учащихся в экстремальных ситуациях // Педагогика. 2017. № 2. С. 76-77.
  11. Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В., Сунгурова Н.Л., Аль Масри И. Психологические особенности адаптации сирийских подростков в экстремальных ситуациях социогенного характера // Экспериментальная психология. 2016. T. 9. № 3. С. 81-90.
  12. Савченков А.В. Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 22-40.
  13. Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Salamatov A.A., Savchenkov A.V., Pakhtusova N.A. Analysis of gender differences in the professional identity indicators of pedagogical university students // Espacios. 2018. Vol. 39. P. 7-18.
  14. Зимин П.А., Томилин А.Н. Формирование личностной готовности курсантов морского вуза к противодействию пиратам на море: сущность и определение // Современное образование в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 10-17.
  15. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Мысль, 1975. 120 с.
  16. Мерлин B.C. Взаимосвязь развития индивидуальности и развитие коллектива как фактор стабильности кадров // Прикладные проблемы психологии. М.: Наука, 1983. С. 24-39.
  17. Крутецкий В.А. К вопросу о привычных формах поведения. М.: АПН СССР, 1957. 167 с.
  18. Кугно Э.Э. Педагогические аспекты формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 196-199.
  19. Костромина С.Н. Справочник школьного психолога. М.: АСТ, 2012. 710 с.
  20. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011. 701 с.
  21. Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» // Психология воли / Е.П. Ильин. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. С. 320-324.
  22. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. 339 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах