ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН БУДУЩИМ ПЕНИТЕНЦИАРНЫМ ПСИХОЛОГАМ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Вологодский институт права экономики ФСИН России реализует профессиональную образовательную программу «Психология служебной деятельности» по подготовке пенитенциарных психологов. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования указан компетентностный подход к оценке качества подготовки будущих специалистов. В комплексе компетенций, которыми должен обладать выпускник, особое место занимают компетенции, обеспечивающие способность будущих специалистов-психологов осуществлять исследовательскую деятельность. В статье анализируется роль математических дисциплин в формировании компетенций учащихся и рассматриваются некоторые проблемы преподавания дисциплин «Математика» и «Математические методы в психологии»: слабая подготовка по математике выпускников общеобразовательных школ, поступающих на психологические специальности; недостаточная сформированность ряда исследовательских умений курсантов младших курсов; применение математических методов в психологии. В ходе исследования проведен опрос курсантов первого курса психологического факультета, поступивших в 2016–2018 гг., и получено их распределение на основании выбранного уровня ЕГЭ по математике и представлений (до поступления в вуз) о роли математики в психологии. В статье перечислены основные положения, которыми руководствуются авторы при преподавании математических дисциплин будущим пенитенциарным психологам. Проведен анализ использования математических методов в выпускных квалификационных работах по специальности «Психология служебной деятельности» в 2017–2018 гг. Выпускные квалификационные работы демонстрируют достаточный уровень сформированности рассматриваемых компетенций у студентов, вместе с тем отмечен неширокий спектр применяемых в работах студентов математических методов. Предложены направления дальнейшего освоения математико-статистических методов. 

Об авторах

И. Н. Слободская

Вологодский институт права и экономики ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: islobod06@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент, старший преподаватель кафедры информатики и математики

Россия

Е. Е. Филипова

Вологодский институт права и экономики ФСИН России

Email: lenphil@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и математики

Россия

Список литературы

  1. Александров И.О., Максимова Н.Е. Заметки психологов-исследователей о позиции методолога // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 124-131.
  2. Марцинковская Т.Д. Позитивизм умер, да здравствует …? // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 5. С. 105-106.
  3. Михайлов Ф.Т. Философско-методологические проблемы психологического исследования // Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 44-56.
  4. Морозов С.М. О так называемом современном кризисе в психологии // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 6. С. 98-106.
  5. Морозова С.В. Количественные исследования в советской психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. 2014. № 4. С. 31-42.
  6. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Роль математической психологии в гуманитарном знании // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 8-22.
  7. Кадина И.В., Нестеренко Д.Н. Использование математических методов при решении психологических проблем современного мира // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 2746-2750.
  8. Юревич А.В. Психология и методология // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 35-45.
  9. Морозова С.В., Наследов А.Д. Проблема применения математических методов в психологических исследованиях: институализация статистического дискурса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. 2010. № 4. С. 180-185.
  10. Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич А.В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 году // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 45-64.
  11. Никольская В.А., Родькина О.Я. О методике преподавания математики в гуманитарном вузе для студентов с разным уровнем довузовской подготовки // Педагогическое образование в России. 2018. № 4. С. 91-99.
  12. Ваныкина Г.В., Сундукова Т.О. Особенности преподавания математического моделирования в контексте реализации компетентностного подхода // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. Омск: Омский гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, 2017. С. 12-14.
  13. Лукина М.А. Проблема преподавания естественнонаучных дисциплин студентам гуманитариям // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». 2018. Т. 14. С. 517-524.
  14. Гаврилычева М.Г. Проблемы обучения математике студентов гуманитарных направлений // Вестник Московской международной академии. 2016. № 1. С. 174-177.
  15. Слободская И.Н., Филипова Е.Е. Некоторые проблемы применения информационных технологий в преподавании дисциплины «Математические методы в психологии» в ведомственном вузе // Информационно-техническое обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе: сборник материалов научно-практического семинара. Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2017. С. 103-106.
  16. Прокопенко М.В. Анализ удовлетворенности студентов использованием интеграционных связей при изучении высшей математики // Педагогика высшей школы. 2017. № 2. С. 111-119.
  17. Соловьева А.А. Психологические особенности студентов гуманитарных специальностей в контексте их обучения математике // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 59. С. 70-80.
  18. Жолков С.Ю. Математика в гуманитарных образовательных программах // Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков. М.: МЦНМО, 2000. С. 410-413.
  19. Слободская И.Н., Филипова Е.Е. Изучение сформированности исследовательских умений курсантов ведомственного вуза // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 3. С. 96-100.
  20. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество: проблемы формализованного описания. М.: Наука, 1982. 240 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах