Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Задачу эффективной психологической профилактики религиозного фанатизма невозможно разрешить без всестороннего изучения психологических особенностей фанатической религиозной личности.

На сегодняшний день проблема религиозного фанатизма представляется важной и существенной, что подтверждает большое количество научных работ и конференций по данной тематике. С другой стороны, фактически отсутствуют эмпирические исследования, направленные на изучение личности и поведения религиозного фанатика.

На наш взгляд, именно описание Я-концепции фанатически настроенного верующего поможет пролить свет на специфику его когнитивной и эмоциональной сферы. И, что представляется особенно важным, именно Я-концепция, как совокупность всех представлений личности о самой себе, включая эмоциональную оценку себя, является основным регулятором мотивационно-поведенческой сферы человека.

В работе описано эмпирическое исследование Я-концепции религиозной личности с разным уровнем религиозного фанатизма. В качестве метода изучения Я-концепции использовались тест М. Куна «Кто Я?» и методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева. Уровень религиозного фанатизма определялся с помощью опросника Е.С. Гусевой и А.Ю. Чернова. Респонденты – мужчины и женщины православного вероисповедания.

Результаты показали, что с повышением уровня религиозного фанатизма верующие всё меньше идентифицируют себя с семейной и учебно-профессиональной социальными ролями. Для мужчин это оказалось более характерно, чем для женщин. С повышением уровня фанатизма верующие реже воспринимают себя в контексте какой-либо деятельности.

Выявленные особенности эмоционально-оценочного компонента Я-концепции верующих позволили описать три типа Я-концепции в зависимости от степени проявления религиозного фанатизма. Я-концепцию религиозной личности с низким уровнем фанатизма можно условно обозначить как «уверенную честную», со средним уровнем фанатизма – как «неуверенную честную», с высоким уровнем фанатизма – как «уверенную нечестную».

Об авторах

Е. С. Гусева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Волгоградский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Guseva-es@mail.ru

старший преподаватель кафедры социальной психологии, аспирант

Россия

А. Ю. Чернов

Волгоградский государственный университет

Email: Guseva-es@mail.ru

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии

Россия

Список литературы

  1. Аттали Ж. Краткая история будущего. Мир в ближайшие 50 лет. СПб.: Питер, 2014. 288 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.
  4. Мид Дж. Г. Избранное. Сборник переводов. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с.
  5. Звягинцева О.В. Нетрадиционные религиозные сообщества // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Вып. XI. М.: Прометей, 2004. С. 100-105.
  6. Усатенко О.Н. Феномен жертвенности и его значение для психологической практики // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2016. № 1. С. 125-131.
  7. Хоффер Э. Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений. Минск: ЕГУ, 2001. 200 с.
  8. Marimaa K. The many faces of Fanaticism // ENDC Proceedings. 2011. Vol. 14. P. 29-55.
  9. Firman J., Gila A. On Religious Fanaticism // Psychosynthesis Palo Alto. 2006. URL: psychosynthesispaloalto.com/pdfs/Religious_Fan.pdf.
  10. Parqament K.I., Lomax J.W. Understanding and addressing religion among people with mental illness // World Psychiatry. 2013. Vol. 12. № 1. P. 26-32.
  11. Wallerstein R.S. The talking cures: The psychoanalyses and psychotherapies. New Haven: Yale University Press, 1995. 128 p.
  12. Мазилов В.А. Воспитание свободной личности как противодействие терроризму и экстремизму // Стратегия и тактика противодействия вызовам экстремизма и терроризма в России на современном этапе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: Алеф, 2016. С. 212-221.
  13. Roberts L.W., Hollifield M., McCarty T. Psychiatric Evaluation of a “Monk” Requesting Castration // American Journal of Psychiatry. 1998. Vol. 155. № 3. P. 415-420.
  14. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  15. Губенко А.В. Вызов терроризма (Психологический анализ терроризма) // Практическая психология и социальная работа. 2001. № 1. С. 43-53.
  16. Исаева Э.Г., Сутаева А.Р. Профилактика негативных проявлений личности в процессе маргинализации сознания в современном мире // Стратегия и тактика противодействия вызовам экстремизма и терроризма в России на современном этапе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: Алеф, 2016. С. 26-32.
  17. Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма // Век толерантности. 2001. № 1. С. 13-22.
  18. Яхьяев М.Я. Факторы воспроизводства экстремизма и терроризма в современной России: комплексный анализ // Исламоведение. 2016. Т. 7. № 3. С. 26-39.
  19. Маслов И.С. Сущность религиозного фанатизма // Социально-политические процессы в современном мире: взгляд молодых: материалы 3-ей студенческой научно-практической конференции. Воронеж: Отдел Воронежского филиала РАНХиГС, 2018. С. 105-109.
  20. Антонов К.М. От обыденного к священному: религиозное обращение и пути рационализации религии (феноменологические и психологические аспекты) // Психология религии: между теорией и эмпирикой. М.: Свято-Тихвинский гуманитарный университет, 2015. С. 75-86.
  21. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Питер, 2017. 256 с.
  22. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Московский университет, 1991. 100 с.
  23. Арендачук И.В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 4. С. 434-438.
  24. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 2006. 176 с.
  25. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
  26. Чернов А.Ю., Гусева Е.С. Изучение Я-концепции верующего как условие профилактики религиозного фанатизма // Безопасность социума: гуманитарный аспект коммуникаций современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: Тюменское высшее военно-инженерное командное училище, 2017. С. 786-793.
  27. Гусева Е.С. Гендерные аспекты индивидуальной религиозности // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2014. Т. 16. № 2. С. 329-332.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах