ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПСИХОЛОГА КАК СТРУКТУРНО-ЛИЧНОСТНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Профессиональная идентичность психолога формируется в ситуации постоянных изменений образовательных стандартов, в условиях существования разнообразия профессиональных стандартов и психологических ассоциаций, которые предъявляют различные требования относительно необходимых знаний и компетенций.

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования профессиональной идентичности практикующих психологов и студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Психология» и «Клиническая психология». Цель работы – исследование профессиональной идентичности психолога как структурно-личностного новообразования, включающего представление о себе, о своих личностных и профессиональных качествах и компетенциях. Основным методологическим подходом для исследования выступает структурно-генетическая теория Л.С. Выготского и его ключевой термин «психическое новообразование».

В качестве метода сбора эмпирических данных исследования использовано полуструктурированное интервью. Всего было проведено 44 интервью, 27 из которых – с обучающимися по направлениям подготовки «Психология» и «Клиническая психология» в вузах Волгограда, 17 – с практикующими психологами. Респондентам предлагалось ответить на несколько вопросов о деятельности психолога, качествах и способностях, которые необходимы человеку, чтобы работать практическим психологом. Вопросы интервью касались и готовности психологов к началу карьеры или ее развитию в рамках профессиональной деятельности. Обработка полученных текстов осуществлялась методом качественного анализа данных (сетевой анализ), благодаря которому ответы распределяются по темам, а затем группируются относительно их уровня обобщения.

Эмпирическое исследование показало, что идентичность психологов как представление о себе, о своих личностных и профессиональных качествах и компетенциях во многом зависит от опыта профессиональной деятельности. Сформированная идентичность позволяет видеть перспективы и возможности профессионального развития. Наличие четких представлений о будущем, о желаемой карьере психолога оказалось тесно связано с удовлетворенностью профессией. Полученные данные подтверждают практическую значимость исследования: современной системе образования требуется создание дополнительных условий для успешного построения профессиональной идентичности психолога. 

Об авторах

Т. С. Тимофеева

Волгоградский государственный университет; Институт мировых цивилизаций

Автор, ответственный за переписку.
Email: timofeeva@volsu.ru

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики аспирант 

Россия

Список литературы

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
  2. Коробова С.Ю., Грязева-Добшинская В.Г., Аскерова А.Т. Особенности идентификации с персонажами культового фильма в контексте проблем социальной идентичности зрителей // Психология. 2018. Т. 11. №. 3. С. 24-31.
  3. Вигель Н.Л. Человек и вызовы глобализации // Сервис Plus. 2016. Т. 10. № 4. С. 84-88.
  4. Lodi-Smith J., Spain S.M., Cologgi K., Roberts B.W. Development of identity clarity and content in adulthood // Journal of Personality and Social Psychology. 2017. Vol. 112. № 5. P. 755-768.
  5. Озерина А.А. Исследование содержания профессиональной идентичности студентов бакалавриата // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1. С. 115-119.
  6. Кузьмин Ю.М. Динамика связи компонентов идентичности и статусов студентов // Сибирский Психологический журнал. 2018. № 69. C. 69-84.
  7. Шнейдер Л.Б. Человек и работа: радиус профессионализма // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 7. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 23-38.
  8. Горнова Г.В. Структура городской идентичности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3. С. 14-16.
  9. Sar V. Parallel-distinct structures of internal world and external reality: disavowing and re-claiming the self-identity in the aftermath of trauma-generated dissociation // Frontiers in psychology. 2017. Vol. 8. Article number 216.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  11. Заковоротная М.В. Профессиональная идентичность как ключевой аспект современной социальной идентичности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, право, политология, культурология. 2014. № 3. С. 13-22.
  12. Willetts G., Clarke D. Constructing theory’ professional identity through social identity theory // International Journal of Nursing Practice. 2014. Vol. 20. № 2. P. 164-169.
  13. Мельникова О.Т., Куткова Е.С. Дискурсивный подход к изучению идентичности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 1. С. 59-71.
  14. Brady-Amoon P., Keefe-Cooperman K. Psychology, counseling psychology, and professional counseling: Shared roots, challenges, and opportunities // The European journal of counseling psychology. 2017. № 2. P. 40-62.
  15. Hamilton N. Professional-Identity/Professional-Formation/Professionalism Learning Outcomes: What Can We Learn About Assessment from Medical Education // University of St. Thomas Law Journal. 2018. Vol. 14. P. 357-411.
  16. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 51-59.
  17. Мазур Е.Ю. Особенности профессиональной идентичности молодых прокурорских работников // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6. С. 401-405.
  18. Grimes M.G., Gehman J., Cao K. Positively deviant: Identity work through B Corporation certification // Journal of Business Venturing. 2018. Vol. 33. № 2. P. 130-148.
  19. Brouard F., Bujaki M., Durocher S., Neilson L.C. Professional accountants’ identity formation: An integrative framework // Journal of Business Ethics. 2017. Vol. 142. № 2. P. 225-238.
  20. Kyratsis Y., Atun R., Phillips N., Tracey P., George G. Health systems in transition: Professional identity work in the context of shifting institutional logics // Academy of Management Journal. 2017. Vol. 60. № 2. P. 610-641.
  21. Евтешина Н.В. Теоретико-методологические аспекты феномена профессиональной идентичности психологов в социальной психологии: структура и методы исследования // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 1. С. 66-75.
  22. Brownell S.E., Tanner K.D. Barriers to faculty pedagogical change: lack of training, time, incentives, and.. tensions with professional identity? // CBE-Life Sciences Education. 2012. Vol. 11. № 4. P. 339-346.
  23. Поварёнков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. Т. 20. № 3. С. 9-16.
  24. Chreim S., Williams B.E., Hinings C.R. Interlevel influences on the reconstruction of professional role identity // Academy of Management Journal. 2007. Vol. 50. № 6. P. 1515-1539.
  25. Talen M.R., Fraser J.S., Cauley K. Training Primary Care Psychologists: A Model for Predoctoral Programs // Professional Psychology: Research and Practice. 2005. Vol. 36. № 2. P. 136-143.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах